Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Высшая ценность - это

Личные принципы
Бог, Высший разум
Сама жизнь
Другой вариант


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1004
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Древняя Индия и Китай



5. Равновесный дуализм: по ту сторону Добра и Зла

Добро и зло крепко спаяны в мире, составляя как бы две стороны одной медали. Что дает основания быть оптимистом и не впадать в негативную диалектику? Только представление о дао и его естественном проявлении в нашем мире в виде дэ. «Человек с высшим дэ не стремится делать добрые дела, поэтому он добродетелен; человек с низшим дэ не оставляет [намерения] совершать добрые дела, поэтому он не добродетелен». Итак, надо действовать и быть гуманным, но лишь в соответствии с дао.

6. Конфуцианство

В то время как Лао-цзы проповедовал «недеяние» и первобытную простоту, Конфуций (ок. 551 – ок. 479 гг. до н. э.) настаивал на необходимости активного вмешательства в ход событий. Конфуций постоянно указывал на необходимость нравственного авторитета правительства. «Правление есть исправление, – говорил он князю. – Если вы будете показывать пример справедливости, то кто осмелится поступать несправедливо?.. Если вы не будете алчны, люди не станут воровать». Но как направить правительство по пути осознания его нравственного долга? – Правитель должен иметь возле себя ученого, который руководил бы его поступками, был бы голосом его совести и блюстителем традиций.

Постепенно Конфуцию пришлось убедиться в том, что князья меньше всего интересуются его наставлениями. С тех пор он окончательно «познал веление Неба»: пусть ему не суждено быть министром, он найдет другой способ служить народу. Начались годы скитаний. Конфуция повсюду сопровождала большая толпа учеников, которые делили с ним тяготы кочевой жизни. Ученики похоронили Конфуция со всей строгостью древнего погребального ритуала. Впоследствии над его могилой был воздвигнут храм, где многие поколения приносили жертвы перед его поминальной доской (Поминальная доска – в китайской культуре памятником усопшему служила стела с его жизнеописанием, включающим восхваление характера, знаний и деяний).

Конфуций отдает традиционную китайскую дань Небу как творцу всех вещей и призывает беспрекословно следовать судьбе, но главное внимание уделяется звательному конструированию необходимых для нормального функция нирования общества социальных связей.

7. Жэнь [человеколюбие как главная добродетель] и принцип социальной гармонии

Нравственный образец для Конфуция – благородный муж: преданный, искренний, верный, справедливый. «Благородный муж ко всему подходит в соответствии с долгом; совершает поступки, основываясь на ритуале, в словах скромен, в поступках правдив». Противоположность благородного мужа – низкий человек. «Благородный муж ко всем относится одинаково, он не проявляет пристрастия; низкий человек проявляет пристрастие и не относится ко всем одинаково». «Благородные живут в согласии [с другими людьми], но не следуют за ними, низкие – следуют [за другими людьми], но не живут с ними в согласии».

Главная характеристика благородного мужа – человеколюбие (кэнь). Конфуций сформулировал принцип социальной гармонии. «Верхи [должны] добросовестно заботиться о низах, а низы [должны] честно служить верхам». Тогда образуется «моральное согласие».

Правильное управление государством – основа благосостояния народа. Во главе государства должны стоять мудрые люди, а самые знаменитые и лучшие правители – это совершенномудрые, которые от рождения несут в себе знание, дарованное им Небом, и передают его людям. Правитель должен быть «величественным, но не заносчивым; строгим,; но не жестоким». «Мудрый человек не имеет собственного сердца. Его сердце состоит из сердец народа». (Лао-цзы).

8. «Золотая середина»

Стремление к реалистичности привело Конфуция к следованию правилам «золотой середины» – избегания крайностей в деятельности и ведении. «Такой принцип, как “золотая середина”, представляет собой наивысший принцип. Люди [уже давно не обладают] им».

Понятие середины тесно связано с понятием гармонии. Благородный муж «...[строго придерживается] середины и не склоняется ни в одну сторону. Именно в этом и состоит подлинная сила! Когда в государстве царит порядок, [он] не отказывается от того поведения, [какое у него было раньше]. – Когда в государстве отсутствует порядок, [он] не изменяет своим принципам до самой смерти».
Разместил: Протофилософ Дата: 21.03.2009 Прочитано: 23569
Распечатать

Всего 1 на 6 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6

Дополнительно по данной категории

22.08.2010 - Развитие наук в древности
21.03.2009 - Пред-наука и любовь к мудрости
21.03.2009 - Об изначальных побуждениях к философствованию
21.03.2009 - Возникновение философии
21.03.2009 - Генезис греческой философии

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы