|
Удобно ли жить в мире Канта? |
---|
2. Проблема обоснования объективности научного знания
Создание трансцендентальной философии было ответом на целый ряд трудностей, возникавших в науке и философии XVII – первой пол. XVIII в., с которыми не сумели справиться представители докантовского рационализма и эмпиризма. Одной из них была проблема обоснования объективности научного знания, прежде всего механики, основанной на математике и эксперименте, предполагавшем конструирование идеального объекта. В какой мере идеальная конструкция может быть отождествлена с природным объектом и процессом? Чтобы обосновать законность применения мат. формул к природным процессам, нужно было доказать, что деятельность конструирования имеет некоторый аналог в самой природе; в противном случае непонятно, как наше знание согласуется с объективным предметом вне нас. Чтобы решить указанный вопрос, Кант меняет саму его постановку. Он спрашивает: каким должен быть характер и способности познающего субъекта, чтобы предмет познания согласовался с нашим знанием о нем? Деятельность субъекта впервые выступает, т. обр., как основание, а предмет исследования – как следствие: в этом и состоял «птолемеевский» переворот в философии, предпринятый Кантом.
Проблемы познания, вставшие перед нем. философом, были порождены новыми подходами к изучению природы, характерными для экспериментально-математического естествознания Нового времени. Кант пытается осмыслить тот способ познания природы, который несла с собой научная революция XVI – XVIII веков. Философское открытие Канта состоит именно в том, что основу научного познания он усмотрел не в созерцании умопостигаемой сущности предмета, а в деятельности по его моделированию, порождающей идеализированные объекты [это именно схемы, а вовсе не ноэтические Платоновы идеи!].
3. Гносеологизм
В эпоху Просвещения вопрос о природе разума как высшей ценности и об его отношении к явно "неразумному" бытию оказался в центре внимания всех философских направлений. Это неудивительно, ибо одно дело признать разум вообще в качестве высшей ценности, но другое – определить, что же такое сам разум, каково его взаимоотношение с бытием. Тем самым философия Просвещения оказывалась глубоко гносеологичной. Гносеологизм Просвещения объясняется также и тем, что в эпоху, когда появился совершенно самостоятельный индивид, связанный с "гражданским обществом" лишь посредством своего "частного" интереса, ограниченного лишь формальными замками "права", мир окончательно раскалывается на "субъект" и "объект"; непреодолимый дуализм идеального и реального, мышления и бытия является исходным принципом идеологии Просвещения.
4. Обсуждение основных положений Канта (Соловьев)
Положительная сущность Кантовой философии может быть выражена в 2-х словах: зависимость мира явлений от ума и безусловная независимость нравственного начала.
1) зависимость мира явлений от ума. Ум может познавать только то, что создано умом, – и действительно, весь познаваемый нами мир образуется умом и посредством присущих ему форм чувственного созерцания и рассудочных категорий. Этим утверждением отрицается кажущаяся самостоятельность внешних вещей и явлений; все нами действительно познаваемое из вещей превращается в представление ума. И это утверждение, и это отрицание безусловно истинны и составляют ту новую точку зрения, на которую К. из всех философов первый стал с полною твердостью и отчетливостью. Этим он возвел философское мышление на высшую (сравнительно с прежним состоянием) ступень, с которой оно никогда уже не может сойти.
| |
|
Всего 1 на 5 страницах по 1 на каждой странице<< 1 2 3 4 5 >> |
|
Дополнительно по данной категории |
|
| Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой? | |
|
|
|