Мнение Ник. Бердяева
Кант совсем не был идеалистом в дурном смысле слова, он именно искал реализма. В Канте заложены основы единственной верной метафизики: дуализм порядка свободы и порядка природы, волюнтаризм, индетерминизм (умопостигаемый характер), персонализм, учение об антиномиях, признание скрытой за миром явлений иной, более глубокой реальности. Кантовский дуализм остается более вечной истиной, чем последовавший за ним монизм, порожденный усилиями гениальной мысли, но все же мысли себя объективирующей и гипостазирующей. … Через Канта раскрывается возможность философии экзистенциальной, преодолевающей всякую натуралистическую метафизику, хотя сам он не пошел этим путем. Ибо реальность духа есть реальность свободы, а не реальность природы.
Кант в учении о категорическом императиве и чистой моральной воле стал на путь отрицания душевного, отрицания живого конкретного человека. Идеальная норма и идеальная ценность подавляют человека, его эмоциональную жизнь. …
Употребляя кантовскую терминологию, которую я считаю неверной и сбивчивой, можно было бы сказать, что дух "есть вещь в себе", объективация же есть "явление". Иначе и вернее можно сказать, что дух есть "свобода", объективация же есть "природа" (не в том смысле, в каком это слово употребляли романтики).
Изобилующее противоречиями, учение Канта оказало огромное влияние на последующее развитие научной и философской мысли.
Мнение Льва Шестова
Аристотель учит о том, что познание овладевает лишь тем, что необходимо, а значит, «случайное сокрыто от чистого разума». В противовес разуму, который ищет в мире только необходимое и тем отбрасывает все случайное, неповторимое, в противовес науке, которая не ищет подлинной действительности (ибо наука ищет факты лишь для того, чтобы построить теории), Шестов утверждает, что "необходимости в опыте нет", повторяя здесь, впрочем, то, на чем базировался и Кант в своем учении об априорных элементах знания. Опыт тускнеет, выделяя для разума "необходимое" в нем; выходит, что "наука не изображает действительность, а творит истину". Что может быть более убого, в таком случае, чем наука? Шестов говорит о том, что разум дает нам, "в сущности, бездушные и ко всему равнодушные истины".
|