Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Высшая ценность - это

Личные принципы
Бог, Высший разум
Сама жизнь
Другой вариант


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1004
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Возможность математики (сфера чувственного опыта)




То же самое с понятием о времени, оно тоже обладает признаками бесконечности, однородности, непрерывности, а мы это не видим и ощутить не можем. Во время сна мы, например, время не фиксируем – значит, во сне время прерывается? Однородность мы тоже не можем видеть, наоборот, люди говорят: как быстро стало лететь время! Бесконечность времени мы тоже не можем испытать. Значит, времени в природе нет – это в сущности не понятия, а чувственные интуиции (чувственные потому, что относятся к чувственному познанию), при помощи которых мы получаем понятия о предметах.

На первой стадии нашего познания мы знаем лишь ощущения, которые при помощи интуиций пространства и времени помогают нам создавать понятия – и всё!.

3. Время

Евг. Трубецкой: Кант основательно указал, что в интуиции времени целое предшествует своим частям. Интуиция эта не получается путем сложения отдельных времен или путем отвлечения от них; наоборот, мы можем представлять и мыслить каждый отдельный момент времени не иначе, как в связи с бесконечной серией моментов до и после него. Интуиция времени есть интуиция связи между прошедшим, настоящим и будущим. Связь эта – всеобщая и безусловная: нет ни единого момента времени, который стоял бы вне бесконечной и непрерывной серии моментов, ни единого момента без бесконечного прошедшего и будущего, ни одного, который бы не был либо раньше, либо позже бесчисленных других моментов времени. Все моменты времени образуют некоторое единство как деление единого времени. Все совершающееся укладывается в эту форму единого времени – и то, что было, и то, что есть, и то, что будет. Стало быть, все временное, как такое, образует некоторое всеединство. Только в форме всеединства мы можем созерцать временное.

«Критика чистого разума» И. Канта имеет специальный параграф «Метафизическое истолкование времени», в котором он, в частности, пишет, что «первоначальное представление времени должно быть дано, как неограниченное» (Кант И. Критика чистого разума. СПб., 1993, с. 57).

О совпадении терминов «созерцание» и «интуиция» у Канта см.: Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 1963, с. 55-57.

4. Кантов идеализм (Сергий Трубецкой)

По Канту, внешний мир существует несомненно вне моего мозга, вне моего личного "эмпирического" Я, точно так же, как вне меня существуют и другие сознающие личности. Мое личное “Я” есть само лишь явление как объект моего внутреннего опыта. Мой внутренний опыт состоит в зависимости от моего внешнего опыта, мои представления, мысли, чувства стоят в зависимости от моих внешних восприятий, будучи лишь отражением последних. Поэтому внешний мир имеет для меня, во всяком случае, не меньшую реальность, чем мой внутренний мир.

И если явления моего внутреннего мира зависят от явлений внешнего мира, хотя бы в большей части, то внешний опыт – в совокупности следующих друг за другом явлений – независим от моего внутреннего опыта. Таким образом, Кант виновен отнюдь не в иллюзионизме, сводящем внешние явления к психологическим представлениям, а скорее в том, что явления внутреннего опыта он слишком безусловно подчиняет влиянию внешних явлений.

По Канту все явления и внутреннего и внешнего мира подчиняются законам сознания как реальные объекты опыта и восприятия. И те и другие не теряют ничего в своей действительности или реальности, но в то же время приобретают идеальный характер. Вся особенность кантовского идеализма состоит в том, что он не знает реальности, абсолютно внешней сознанию, или духу, и не признает явление, которое никому не является.

Явления существуют не в моем мозгу и не в моем единичном сознании, а в беспредельном пространстве и времени; мой мозг занимает некоторую часть этого пространства, и мое сознание ограничено во времени. Этим безусловно исключается иллюзионизм, превращающий мир в субъективное представление. Но вместе с тем самое пространство и самое время должны быть признаны идеальными как общие формы всех явлений, т. е. формы того, что является нашему сознанию, всего, что представляется нами.

Учение о пространстве и времени составляет бессмертную заслугу Канта. Те эмпирические психологи, которые производят пространство и пространственное восприятие из особого сочетания наших зрительных и осязательных мускульных ощущений, на самом деле гораздо более Канта заслуживают упрека в иллюзионизме: они действительно превращают пространство (и время) в такое же чисто субъективное явление нашей чувственности, каковы, напр., цвет, запах, вкус или другие ощущения.

По Канту, пространство и время не суть внешние реальности или вещи, ни свойства таких вещей; они не суть ни отдельные явления, ни отношения таких явлений, хотя все явления и вступают между собою в отношение последовательности и сосуществования во времени и пространстве.

1) Пространство есть общая форма всех возможных “внешних восприятий”, без которой никакой воспринимающий субъект не может отличать от себя внешние вещи, или иметь "внешнее" восприятие.

2) А время есть общая форма всякого возможного восприятия, без которой никакой воспринимающий субъект не может различать двух последовательных состояний своего сознания.

Пространство и время суть общие условия всего являющегося. Они a priori обусловливают явление, a priori обусловливают опыт и восприятие. В этом смысле они могут быть названы “субъективными формами восприятия”, или “субъективными формами чувственности”. Но "субъектом" тут является не мое личное эмпирическое восприятие, не чувственность, не чувственность Сидора или Петра, а восприятие вообще, чувственность, как таковая, – потому что без пространства и времени ничто не может являться никакому чувствующему субъекту, т. е. никакое чувственное восприятие безусловно невозможно.

Поэтому, с другой стороны, пространство и время не суть психологические явления, происходящие из сочетания ощущений (как то полагают некоторые новейшие психологи): пространство и время столь же (если не более) реальны, как совокупность явлений внешнего и внутреннего мира, и независимы от моей личной душевной жизни, от моего личного опыта.

Разместил: Немецкий философ Дата: 24.03.2009 Прочитано: 12746
Распечатать

Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 >>

Дополнительно по данной категории

13.01.2011 - Учение Канта о прекрасном, или специфике эстетического суждения
10.01.2011 - Проблема целесообразности в философии Канта
16.10.2010 - Кант о возвышенном
13.10.2010 - Кант. Типология предметов эстетического восприятия
01.10.2010 - Теория художественного творчества Канта

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы