Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Ваш интерес к философии обусловлен

Учебой
Работой
Интересом
Самопознанием
Другим


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1687
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Кант как совесть Просвещения

1. «Имей мужество пользоваться своим собственным рассудком!»
2. Совет Просвещению обратиться к религии
3. Разумность – важнейшее свойство человека
4. «К вечному миру» (1795)

«Имей мужество пользоваться своим собственным рассудком!»


1. Освобождение посредством знания

Когда завершались последние годы его тихой жизни (а за 6 лет до смерти Канта Поршке сообщал, что вследствие уединенного образа жизни Кант был забыт даже в Кенигсберге), – друзья готовились к скромным похоронам. Однако этого сына ремесленника хоронили как короля. Когда слух о его смерти распространился по городу, к его дому стали стекаться люди, желавшие проститься с ним. В день похорон жизнь в городе замерла. Гроб с телом покойного сопровождали тысячи людей, звонили колокола всех городских церквей. Как отметил хроникер, в Кенигсберге никогда раньше такого не случалось.

Этот взрыв народных чувств был вызван не только репутацией Канта как великого философа и доброго человека – здесь было нечто большее. В 1804 году, в условиях абсолютной монархии Фридриха-Вильгельма, колокола, звонившие по Канту, доносили эхо Американской и Французской революций – эхо идей 1776 и 1789 годов. Для своих сограждан Кант стал воплощением именно этих идей. И они выразили свою признательность глашатаю прав человека, равенства перед законом, объединения человечества, мира на Земле и, быть может, самое важное, – освобождения посредством знания.

Собственное возвышение Канта из состояния, близкого к нищете, к славе и сравнительному благополучию помогло распространению на континенте идеи эмансипации посредством самообразования[1].

Кант верил в Просвещение. Он был его последним великим защитником и тем человеком, который поставил ему философский памятник. Сам Кант выражает идею Просвещения так: «Просвещение – это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-либо другого. Несовершеннолетие по собственной вине – это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства кого-либо другого. Sapereaude! – Имей мужество пользоваться своим собственным рассудком! Таков, следовательно, девиз Просвещения».

Кант высказал здесь нечто весьма личное – часть истории собственной жизни. Он вырвался из бедности, преодолел узкое мировоззрение пиетизма – строгого немецкого варианта пуританства и своей жизнью дал пример освобождения через познание. В зрелые годы он с ужасом вспоминал то, что называл “рабством детства”, годы своего обучения. Ведущей темой всей его жизни была борьба за духовную свободу.

2. Прими ответственность за свободное решение

Оценивая историческую роль Канта, мы могли бы сравнить его с Сократом. Обоих обвиняли в извращении государственной религии и в дурном влиянии на молодежь. Оба они отвергали это обвинение и отстаивали свободу мысли. Свобода означала для них нечто большее, чем просто отсутствие принуждения, она была для них образом жизни.

Защита Сократа и его смерть породили новую идею свободного человека – человека, дух которого невозможно подчинить, который свободен, ибо самодостаточен: он не нуждается во внешних ограничениях, ибо способен сам управлять собой и свободно подчиняться закону. Мысли Сократа о самодостаточности человека, которая вошла в наш западный менталитет, Кант придал новое значение и в отношении познания, и в отношении морали. Он добавил к ней идею объединения свободных людей – всех людей. Он показал, что каждый человек свободен – не потому, что он рожден свободным, а потому, что он рождается с ответственностью за свободное решение.

Совет Просвещению обратиться к религии


Т. обр., Кант в своей трактовке положительных догматов религии, с которыми Просвещение (Aufklärung) – вернее, вычищение (Ausklärung) – якобы покончило, напомнил об идеях разума, показал, какой разумный и вместе с тем нравственный смысл имеет то, что мы называем догматами религии, напр. догмат первородного греха. Кант указал Просвещению, что не следует стыдиться говорить об этом.

Разместил: Немецкий философ Дата: 24.03.2009 Прочитано: 12091
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

1 2 >>

Дополнительно по данной категории

13.01.2011 - Учение Канта о прекрасном, или специфике эстетического суждения
10.01.2011 - Проблема целесообразности в философии Канта
16.10.2010 - Кант о возвышенном
13.10.2010 - Кант. Типология предметов эстетического восприятия
01.10.2010 - Теория художественного творчества Канта

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы