Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Ваше отношение к Науке:

В целом положительное
Роль науки завышена
Категорически отрицательное


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 614
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Жизнь Иммануила Канта

1. Биография Канта
2. Сочинения Канта
3. Облик Иммануила Канта

1. Жизненный старт

Иммануил Кант родился в Кенигсберге и провел там всю жизнь. Происходил он из простой семьи: отец его был шорником, небогатым мастером седельного цеха, а мать – домохозяйкой, 6-ро их детей не дожили до зрелого возраста. Семья отличалась честностью и религиозностью в пиитическом духе (особенно мать).

Мать (Анна Регина Рейтер) определила юношу в Collegium Fridericianum ("коллегию Фридриха"), государственную гимназию, известную суровостью методов воспитания, директором которой был пастор Ф. Шульц. Там Кант получил среднее образование (1733-1740 гг.). Пастор Шульц, был в то же время проф. богословия в кенигсбергском университете, куда Кант поступил на теологический факультет.

В 1740 году он был возведен в степень магистра в Кенигсбергском университете, где прослушал курсы философии и науки. Окончание курса совпало со смертью его отца (1746), принуждавшею его искать средства к существованию. Следующие 9 лет Кант провел домашним учителем (репетитором) в трех семействах, частью в самом Кенигсберге, частью в недалеких поместьях. Долгие годы работал также в университете библиотекарем.

Пиитическое воспитание, несомненно, оставило след у Канта в общем характере и тоне его жизнепонимания, но не давало удовлетворения умственным запросам, рано возникшим в его несоразмерно развитой голове. Так что помимо богословских лекций, он с увлечением изучал светские науки, философские и физико-математические. Несмотря на нищету, работал много и продуктивно.

В это время Кант заявил себя как первостепенный ученый. В 1755 г. Кант издал (анонимно) свою физико-астрономическую теорию мироздания ("Allgemeine Naturgeschichte и Theorie des Himmels"), которую, в сущности, Лаплас лишь повторил через несколько десятилетий. Эта теория, которую называют Кантовско-Лапласовской, но по справедливости следовало бы называть Кантовской, не потеряла своего значения в науке. До сих пор имеют значение и другие, меньшие сочинения естественнонаучного содержания, изданные Кантом около того же времени (1754–56 гг.): об огне, о вращении Земли вокруг ее оси, об одряхлении Земли, о землетрясениях.

2. Преподавание

В 1755 году он был возведен в степень магистра в Кенигсбергском университете и выступил в нем академическим преподавателем. С этого времени он оставляет репетиторство. В том же году Кант сделался приват-доцентом философии.

Несмотря на слабость голоса, его лекции своей содержательностью и оригинальностью привлекали значительное число слушателей. Кроме логики и метафизики, он читал курсы математики, физики, естественного права, этики, физической географии, антропологии, рационального богословия.

Умственное развитие Канта шло от точных знаний к философии. Самостоятельным философом он стал поздно, лишь к 45-летнему возрасту.

В 46 лет Кант сделался профессором логики. Это совпало с переломным моментом в его философском творчестве.

В 1770 году с диссертацией "De mundi sensibilis atque intelligibilis forma et principiis" ("О форме и принципах чувственного и интеллигибельного мира") он победил на конкурсе (12 лет спустя после поражения) и получил место ординарного профессора логики и метафизики. [Раньше этого, во время занятия Кенигсберга русскими войсками, открылась вакантная кафедра философии, которую желал занять Кант, но русский губернатор утвердил, по старшинству, другого кандидата].

Потом стал деканом одного из факультетов и ректором Кенигсбергского университета.

3. Последний период преподавания

Лекции по богословию Кант вынужден был прекратить вследствие внешнего давления. С воцарением Фридриха-Вильгельма II (после Фридриха II) сочинение о «Религии в пределах одного разума» вызвало крайнее неудовольствие начальства, и Кант получил (в 1794 г.) королевский указ, начинавшийся так: «… Наша высочайшая особа уже давно с великим неудовольствием усмотрела, что вы злоупотребляете своей философией для извращения и унижения некоторых главных и основных учении Св. Писания и христианства». Далее говорилось, что в случае упорства Кант должен «неизбежно ожидать неприятных распоряжений». Кант отвечал, оправдывая свою точку зрения, и заявлял в заключение, что в качестве верноподданного он обещается в лекциях и сочинениях своих вовсе не касаться религии, как естественной, так и откровенной.

Вскоре после этого он отказался и от других приватных лекций, ограничившись обязательным курсом логики и метафизики, а в 1797 г., чувствуя приближение дряхлости, совсем прекратил преподавание. Он думал остаток жизни посвятить начатому им обширному труду, который должен был содержать энциклопедию всех наук, но ослабление умственных способностей не позволило ему продолжать это сочинение, оставшееся в отрывках.

Не дожив двух месяцев до 80 лет, Кант умер от старческой немощи. На исходе жизни Канта настигла слепота. Память и ясность ума предательски замутились, превратив его почти в призрак. В 1804 году Канта не стало.

Разместил: Немецкий философ Дата: 24.03.2009 Прочитано: 12443
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

1 2 >>

Дополнительно по данной категории

13.01.2011 - Учение Канта о прекрасном, или специфике эстетического суждения
10.01.2011 - Проблема целесообразности в философии Канта
16.10.2010 - Кант о возвышенном
13.10.2010 - Кант. Типология предметов эстетического восприятия
01.10.2010 - Теория художественного творчества Канта

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы