Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Как вы оцениваете свои философские знания?

Общие знания
Профессиональный философ
Кухонный философ
Ничего не знаю, первый раз тут


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 917
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Влияние Канта на теорию и практику немецкого искусства конца XVIII и нач. XIX в



В эстетике Гегеля имеются два важнейших преимущества по сравнению с Кантом. Во-первых, рассмотрение искусства как процесс развития его видов и жанров. Во-вторых, рассмотрение искусства как содержательной формы, которая входит “в один общий круг с религией и философией и является только одним из способов осознания н выражения... глубочайших человеческих интересов, всеобъемлющих истин духа. В произведения искусства народы вложили свои самые содержательные внутренние созерцания и представ-ления, искусство часто служит ключом, а у некоторых народов единственным ключом, для понимания их мудрости и религии” *.
Особенно наглядно преимущество содержательного подхода I; искусству проявляется в гегелевской теории художественного творчества. Как уже было отмечено, многие из положений Канта о художественном творчестве были далее развиты в немецкой эстетике Шиллером, романтиками и Гегелем. Последний, как и Кант, решающую роль в художественном творчестве отводил фантазии. Он утверждал, что “источником художественных произведений является свободная деятельность фантазии, которая в создании своих воображаемых образов еще более свободна, чем сама природа”.
Но в отличие от Канта Гегель дифференцирует понятия “гения” и “таланта”. Под гением он понимает общую способность к искусству. “Гений,— пишет он,— есть всеобщая способность к созданию подлинных художественных произведений, равно как и энергия, благодаря которой он развивает и упражняет эту способность”.
В противовес Канту, считавшему способности гения врожденными, данными от природы, Гегель подчеркивает субъективную сознательную активность гения в художественном творчестве, “ибо духовно производить может лишь самосознательный субъект, ставящий себе целью создание такого творения”. Но Гегель не отрицает и определенных врожденных наклонностей к художественному творчеству и называет “талантом” или особыми специфическими способностями то, что одного побуждает к игре на скрипке, другого — к пению и т. д.
По его мнению, искусство “требует специфических задатков, существенный момент которых составляет природное дарование”. Для полноценного художественного творчества, по мнению Гегеля, необходимо сочетание общих способностей и специфических задатков, ибо “с одним лишь талантом можно достигнуть успехов только в некоторой совершенно изолированной области искусства, и для своего полного завершения в самом себе талант требует той общей способности к искусству, того одушевления, которое составляет отличительную черту одного лишь гения. Талант без гения не намного возвышается над уров-нем голой виртуозности”.
В процессе художественного творчества, в состоянии вдохновения общие и специфические способности художника находятся в диалектическом взаимодействии, причем побу-дительным стимулом к художественному творчеству является не пустая прихоть или намерение творить, а “истинное вдохновение возникает поэтому при наличии какого-нибудь определенного содержания, которым овладевает фантазия, чтобы дать ему художественное выражение, и вдохновение есть само это состояние деятельного формирования как в субъективном внутреннем мире, так и в объективном выполнении художественного произведения” .
Выдвижение на первый план содержательности как истинной причины художественного творчества, подчеркивание ведущей роли сознательных усилий в творческом процессе яв-ляются большой заслугой Гегеля.
В определений роли и функции искусства в эстетике Гегеля отразилось и отрицательное влияние на него современного ему общества. Философ считал, что в современном ему искусстве в основном смягчается противоречие между человеком и обществом, между тем как, по его мнению, “истинной задачей искусства является осознание высших интересов духа” и воплощение их в прекрасных образах. Но подобное состояние было характерно, по Гегелю, для искусства прошлого, в эпоху античности. XIX же век, по его утверждению, это “время страстей и эгоистических интересов”, “запутанное состояние гражданской и политической жизни”, когда “ум человека поставлен на службу этим тяжелым условиям и мелким интересам дня”, а “сам интеллект всецело предался наукам, полезным лишь для достижения подобного рода практических целей” . В результате искусство лишено той важной и серьезной роли, которую оно играло в эпоху античности и во времена позднего средневековья. “Поэтому,— заключал Гегель,— наше время по своему общему состоянию неблагоприятно для искусства”.

А. Шопенгауэр (1788— 1860) был одним из первых, кто положил начало биологизации и психологизации всех социальных отношений в обществе. По его концепции, все явления природы и общества есть проявление мировой воли. Эта воля “сама по себе бессознательна и представляет собой лишь слепой, неудержимый порыв,— такой она проявляется еще в неорганической и растительной природе и ее законах, как и в растительной части нашей собственной жизни”. В человеке воля проявляется в виде стихийных (например, полового) влечений, независимых от сознания.
Шопенгауэр, несомненно под влиянием Канта (которого в отличие от других своих предшественников, например Гегеля, высоко чтил), считал, что эстетическое отношение человека к действительности возникает при его освобождении от личных желаний, от воли, представляющей выражение коренных, в том числе и биологических, влечений. Поэтому для него “проблема метафизики прекрасного может быть выражена очень просто, именно: как возможны удовольствия и радость от предмета без какого-либо отношения к нашему хотению”.
Они возникают, по теории Шопенгауэра, потому, что при эстетическом созерцании человек воспринимает форму предметов. “Решение этой проблемы, данное мной, таково, что в прекрасном мы всегда воспринимаем существенные и изначальные формы одушевленной и неодушевленной природы, т. е. платоновы идеи ее, и что условием такого восприятия является существенный коррелят идей, чистый от воли субъект познания, т. е. чистая интеллигенция без намерений и цели” ,— утверждай философ под влиянием Платона и Канта.
Более других людей необходимой чертой для эстетического восприятия действительности и художественного творчества, по мнению Шопенгауэра, обладает художник (“благодаря своей объективности, гений с большой ясностью видит то, чего другие не видят вовсе”). Отсюда Шопенгауэр, как и Кант, противопоставлял художественное творчество научному познанию. Но в отличие от Канта он высоко превозносил возможности искусна перед наукой и прямо утверждал, что “искусство может давать нам больше откровений, чем все науки, взятые вместе”. Может показаться, что Шопенгауэр, признавал познавательную функцию искусства, которую недооценивал Кант, более справедлив к искусству. Однако это только видимость. В конце концов познавательная способность искусства не идет у него дальше восприятия формы, по не формы предметов, как у Канта, а формы как первосущности, формы, лишенной материального субстрата и понимаемой в платоновском смысле. Искусство, по мнению Шопенгауэра, “показывает нам только форму, которая, если бы она дана была в совершенстве и со всех сторон, уже и была бы самой идеей. Изображение таким образом тотчас же отводит нас от индивидуума к чистой форме... такое разъединение формы от материи и принадлежит к самому существу эстетического произ-ведения искусства, так как цель последнего именно и есть — привести нас к познанию (платоновой) идеи”.
Возвращение к платоновской концепции функции искусства было шагом назад по сравне-нию с эстетикой Канта, в которой рассматривается соотношение материи и формы реальных предметов в эстетическом восприятии.

М. Н. АФАСИЖЕВ
Разместил: Немецкий философ Дата: 23.09.2010 Прочитано: 17857
Распечатать

Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4

Дополнительно по данной категории

13.01.2011 - Учение Канта о прекрасном, или специфике эстетического суждения
10.01.2011 - Проблема целесообразности в философии Канта
16.10.2010 - Кант о возвышенном
13.10.2010 - Кант. Типология предметов эстетического восприятия
01.10.2010 - Теория художественного творчества Канта

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы