Однако при этом вставал еще один существенный вопрос: возможно ли деление линий и тел до бесконечности, как это признает математика, или же деление должно, в конце концов, остановиться на каких-то далее неделимых элементах? На основании некоторых имеющихся свидетельств можно считать, что Демокрит и его последователи решили этот вопрос, в согласии со своими атомистическими принципами признав невозможность бесконечного деления и необходимость существования далее неделимых элементов. Однако при этом они должны были в известном смысле признать нефундаментальность самих атомов, сложность их структуры, в основе которой лежат элементы, более фундаментальные, нежели атомы. Ибо, как свидетельствует Аэций, «те, которые (изобрели) атомы, говорят, что деление останавливается на амерах и не продолжается до бесконечности» (Вопрос о том, принадлежит ли концепция амер учению Демокрита или же ее впервые ввел в систему атомистики Эпикур, является, на наш взгляд, не выясненным до конца. В зарубежной литературе, а также среди некоторых отечественных исследователей принята точка зрения, согласно которой включение в атомизм концепции амер — заслуга не Демокрита, а Эпикура)
Введение понятия «амер» приписывается Диодору Крону. Как свидетельствует Аэций, «Диодор, по прозвищу Крон, (принимает) бесчисленные, не имеющие частей тела, о которых говорят, что они в то же время и наименьшие, бесконечные по числу, но ограниченные по величине, (за начало сущего)». Таким образом, в отличие от демокритовых атомов, различающихся между собой не только по форме, порядку и положению, но и имеющих, согласно некоторым свидетельствам, еще и другие свойства (крючки, острые углы, круглую поверхность), амеры признавались частицами, не имеющими частей. По всей вероятности, понятие «амер» было введено именно с целью преодоления тех трудностей, с которыми столкнулась атомистическая доктрина при трактовке проблемы бесконечной делимости.
На основании имеющихся свидетельств можно считать установленным тот факт, что Демокрит и последующие атомисты ассимилировали концепцию амер, включив ее в атомистическое учение. Согласно имеющимся свидетельствам, амеры были положены в основу понимания атомов. Атомы делились на семь частей, которые, далее, уже не подлежали делению вследствие отсутствия у них более мелких частей и являлись не чем иным, как амерами. Как свидетельствует Александр, «Аристотель говорит о Левкиппе и Демокрите... Ведь амеры, мысленно усматриваемые в атомах и являющиеся частями их, по их словам, не имеют веса. Ср. Эпикур, Письма 1, 58:. Фемистий конкретизирует, далее, количественное взаимоотношение амер и атома: «Те, которые принимают неделимые, но говорят, что они чрезвычайно малы, поскольку в них находится (нечто), что мысленно допускает (дальнейшее) деление на семь частей: они говорят еще, что это не делится на более мелкие части». Возможное основание, согласно которому Левкипп и Демокрит приняли положение, что атом состоит из семи амер, указывает Дж. Бруно, мыслитель, достаточно далеко отстоящий от античных атомистов: «На площади Демокрита, как это очевидно, с одним минимумом... соприкасаются не более чем шесть других, равных ему точек... На поле Левииппа... как мы знаем, вокруг шарообразного атома сходятся, заполняя пространство, только шесть (атомов), равных первому... Эта (площадь состоит) из семи частей».
Надточаев А. С
|