Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Есть ли что-то, над чем нельзя смеяться?

Есть
Нет
Не решил


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1035
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Пифагорейская космология

Универсальный принцип пифагорейской философии «число есть сущность всех вещей» был достаточно последовательно применен к разрешению космогонической и космологической проблем.

Некоторые исследователи полагают, что первоначальная форма пифагорейской космологии теснейшим образом была связана с космологическим учением Анаксимена. Согласно учению последнего, мир дышит в том смысле, что в него постоянно втекает воздушная масса из бесконечного пространства вне мира. Пифагор отождествил беспредельный воздух Анаксимена с беспредельным геометрическим пространством, однако в силу недостаточности этого «неограниченного» принципа принял другое, определяющее и «ограничивающее» начало, каковым считался огонь. Таким образом, согласно первоначальной форме пифагорейской космологии, в основе структуры Вселенной лежит фундаментальная противоположность предела и беспредельного — одна из десяти пар противоположностей, зачатков категорий, овеществленная в противоположности огня и воздуха. Существование Вселенной есть постоянный процесс ограничения неограниченного, аналогичный процессу познания, сущность которого заключается в определении беспредельного. Взаимоотношение предела и беспредельного характеризуется гармонией и мерой. Принцип гармонии выступает в качестве высшего мирового закона.

На этом,раннем этапе разработки космологического учения пифагорейцы, следуя Анаксимандру, признали и подвергли дальнейшему усовершенствованию теорию множественности миров. Согласно имеющимся свидетельствам, Петрон учил, что существуют 183 мира, и они упорядоченно расположены в форме равностороннего треугольника. Причем существование этих миров характеризуется бесконечной повторяемостью. Все явления, в том числе и обстоятельства и поступки нашей жизни, уже имели место бесконечное количество раз и повторятся в своих мельчайших подробностях, в их тождественности бесконечное число раз в будущем. Пифагорейцы, следовательно, предвосхитили стоическую, восходящую к Гераклиту, концепцию циклического развития Вселенной.

В зрелой форме пифагорейской космологии в основу понимания устройства и структуры Вселенной был положен числовой принцип, принцип самого совершенного числа «десять». Опираясь, вероятно, на анаксимандрову теорию сфер, пифагорейцы разработали стройную систему, в которой все известные в то время небесные тела были распределены по соответствующим сферам, число которых должно было равняться десяти. Аристотель пишет: «Так как они определяли числа как начала всей природы, то они подводили под числа и их соотношения все определения и части неба и всей природы, и там, где что-либо не совпадало, они старались восполнить этот недостаток, чтобы получилось совпадение; так как, например, число десять казалось им наиболее совершенным, обнимающим всю природу чисел, то они говорили, что движущихся на небе сфер также десять, но так как мы видим только девять таких сфер, то они выдумали десятую, Противоземлю» [68, т. IX, с. 202]. Эти девять известных сфер следующие: сфера неподвижных звезд, или Млечный путь, сферы семи считавшихся тогда планетами небесных тел, а именно: Сатурна, Юпитера, Марса, Венеры, Меркурия, Солнца, Луны и сфера Земли. Что же касается десятой сферы — Противоземли, то неизвестно, считалась ли она самостоятельным телом или же противоположной, скрытой от нас стороной Земли. Все эти десять сфер вращались вокруг огня, находящегося в центре Вселенной (здесь прослеживается преемственность с первой формой космологии).

С точки зрения пифагорейцев, поскольку всякий движущийся предмет издает звук, постольку и движение светил по своим сферам вокруг центрального огня должно сопровождаться соответствующими, особенными для каждой сферы звуками, в своей совокупности образующими «гармонию сфер» — своеобразный вселенский хор, неслышимый для нас, смертных, по той причине, что мы помещены внутри этого удивительного звучания и не слышим мировой гармонии, подобно тому как кузнец, привыкнув к своей работе, не замечает издаваемых его молотом звуков.

Гармоническая теория сфер позднее подверглась дальнейшему развитию в плане выяснения и определения количественных соотношений, характеризующих расстояния как между различными сферами, так и между каждой сферой и центральным огнем. В частности, у Теона Смирнского наряду с основной четверицей, источником и корнем всего сущего: 1, 2, 3, 4 (последовательные отношения между парами членов ряда — 1:2; 2:3 и 3:4 характеризуют интервалы октавы, квинты и кварты), имеется вторая четверица, образующая семичлен: 1, 2, 3, 4, 9, 8, 27, который Платон использовал в своем «Тимее» для количественной характеристики гармонического устройства мировой души. Однако гораздо важнее другое. Грандиозность мысли пифагорейцев о том, что в основе устройства Вселенной лежит некий определенный числовой закон, который они стремились открыть, побудила в дальнейшем Кеплера теоретически осмыслить новейшие астрономические данные своей эпохи (и прежде всего результаты наблюдений Тихо де Браге) и сформулировать законы обращения планет вокруг Солнца.

В области астрономии пифагорейцы разработали учение о шарообразности Земли, теорию климатических поясов, учение о движении Земли вокруг центрального огня (тем самым впервые отказавшись от геоцентрической точки зрения), провели различие между движением планет с запада на восток и их суточным движением с востока на запад.

Надточаев А. С
Разместил: Пифагореец Дата: 10.11.2010 Прочитано: 10880
Распечатать

Дополнительно по данной категории

01.03.2011 - Пифагореизм. Общая характеристика
17.11.2010 - Пифагорейский союз
15.11.2010 - Философия пифагорейцев
14.11.2010 - Число как сущность вещей
07.11.2010 - Пифагорейская математика

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы