Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Как произошел человек?

От обезьяны (путем эволюции)
Был создан Демиургом
Занесен иноплатным разумом
Свой вариант


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 820
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Пифагорейский союз

Пифагорейский союз основывался на добровольных началах. Относительно каждого желающего стать его членом собирались сведения о его прошлой деятельности. Вступающий в члены сообщества подвергался специальным испытаниям.

Он отказывался от права личной собственности на свое имущество и богатство, которое отныне становилось достоянием всего союза, но мог получить их обратно в случае своего выхода из сообщества. В члены союза принимались преимущественно лица мужского пола, но, по всей вероятности, принимались и отдельные женщины (имеются свидетельства, что к союзу принадлежали жена Пифагора и жена пифагорейца Бронтина). Принятые в союз члены обязаны были следовать пифагорейскому образу жизни, регламентирующему различные стороны практического поведения пифагорейцев, и вырабатывать своеобразный пифагорейский образ мысли. Средствами приобретения последнего считались помимо гимнастических и музыкальных занятий прежде всего занятия математическими науками, а на высших ступенях — занятия философией. Члены союза обязаны были строго хранить целый ряд тайн, «священных истин» пифагорейского учения, за разглашение которых они подвергались суровым наказаниям (от отлучения до физического уничтожения). В частности, одной из «тайн» пифагорейцев считалась открытая ими несоизмеримость диагонали квадрата с его стороной, а также их философские принципы.

Историки философии и науки существенно расходятся между собой уже в понимании высшей цели, которую преследовала организация союза и деятельность его членов. В частности, Гегель полагал, что высшее назначение союза заключалось в развитии высоконравственной личности посредством усовершенствования и развития не только физических, телесных способностей, но и научных и философских познаний. Аналогичной точки зрения придерживаются Виндельбанд и Целлер, усматривающие высшую цель пифагорейского союза в задаче нравственного обновления общественной жизни и совершенствовании отдельной личности. В соответствии с этим не только наука, но и философия и религия и весь образ практического поведения пифагорейцев трактуются как средства реализации этой высшей цели.

Маковельский, учитывая историческое развитие пифагореизма и связанные с ним изменения в характере основной цели пифагорейского союза, считает, что «пифагорейский союз первоначально был по преимуществу религиозным учреждением, он имел свой культ, свои правила богослужения, свои предписания относительно пищи, одежды, очищения и т. д.; каждый шаг жизни его членов был подчинен строгим правилам. Основатель этой церкви — Пифагор, является в глазах членов ее полубожественным существом, чудотворцем и прорицателем». Высшая цель союза на этом этапе заключалась, согласно Маковельскому, в спасении души, достигаемом «пифагорейским образом жизни», а «научным занятиям было отведено почетное, но незначительное место. В V веке научное исследование становится главным интересом школы и такое положение вещей сохраняется до половины IV века, когда научный пифагореизм как самостоятельное течение философской мысли сходит со сцены; он сливается с платонизмом и перекочевывает в древнюю Академию. Этот момент и считают обыкновенно концом древней пифагорейской школы. Однако пифагореизм, как религиозное явление (пифагорейские оргии и мистерии), не только не исчезает вместе с пифагорейской философией, но, напротив, распространяется еще сильнее, как об этом можно судить на основании фрагментов средней комедии». Пройдя стадию мистицизма, пифагореизм в начале I в. н. э. возрождается в форме неопифагореизма, с одной стороны, и входит в содержание учений Академии, Стой и христианской церкви — с другой. Таким образом, с точки зрения Маковельского, цель пифагореизма существенно преобразуется от первоначально религиозной в научную, после чего возрождается религиозный характер учения, который затем раздваивается на две цели: научно-философскую и собственно религиозную, сливающуюся с учением христианской церкви.

Другие авторы главную цель пифагорейского союза усматривают в научной деятельности его членов (Аристоксен), многие историки, в том числе советские, видят ее в политической деятельности (точка зрения, восходящая к Дикеарху). При этом выявляются значительные расхождения в трактовке существа политики, проводимой пифагорейцами. Пифагорейское сообщество квалифицируют то как аристократический союз, политическая деятельность которого, в сущности, была антидемократической, реакционной, служащей интересам богатой аристократии (точка зрения советских авторов трехтомной «Истории философии», игнорируя то обстоятельство, что, вступая в союз, члены его добровольно приносили в общее достояние свою личную собственность и богатство, то как союз интеллектуальной, а не родовой аристократии, то как союз, деятельность которого имела демократическую направленность (точка зрения Дж. Томсона, Дж. Бернала). Что же в этих точках зрения отражает обусловленный тем или иным интересом их авторов вымысел, а что воспроизводит историческую правду?

Споры о том, какова же была высшая цель деятельности пифагорейского союза, несомненно, имеют под собой определенные основания, но все же в значительной мере они не оправданы.

Разместил: Пифагореец Дата: 17.11.2010 Прочитано: 24877
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

1 2 >>

Дополнительно по данной категории

01.03.2011 - Пифагореизм. Общая характеристика
15.11.2010 - Философия пифагорейцев
14.11.2010 - Число как сущность вещей
10.11.2010 - Пифагорейская космология
07.11.2010 - Пифагорейская математика

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы