Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
В чeм смысл жизни?

В ощущениях
В слиянии с Божественным
В Познании
В служении обществу
Смысл жизни-спекуляция разума


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1005
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Пифагореизм. Общая характеристика

Пифагорейское учение в целом характеризуется также тем, что в нем, пожалуй, впервые предпринята развернутая попытка более тесно связать общефилософские принципы с частнонаучными построениями и прежде всего с космологией и математикой.

Этими тремя моментами определяется наиболее существенный вклад Пифагора и его школы в развитие двух важнейших областей духовной культуры: философии и науки.

Исследование пифагореизма, определение его конкретного вклада как в развитие научных знаний (арифметики, геометрии, астрономии, акустики, теории музыки и т. д.), так и в прогресс философского познания наталкивается на ряд существенных трудностей. Помимо трудностей общего порядка, связанных с фрагментарностью, противоречивостью и недостаточной надежностью сохранившихся прямых и косвенных свидетельств о характере этого учения — трудностей, возникающих при изучении всех до-платоновских учений, обусловленных главным образом отсутствием полного корпуса первоисточников, существуют трудности, специфические для исследования собственно пифагореизма. Они заключаются не только в возможном существовании псевдопифагорейских сочинений (которые создавались по причине обожествления личности Пифагора в древности), но прежде всего в сложности вычленения конкретных этапов и форм этого непрерывно развивавшегося учения, в тесной переплетенности идей и принципов пифагореизма как с современными ему, так и с более поздними доктринами (учениями элеатов, Эмпедокла, Платона, неоплатоников и т. д.).
По этой причине пифагореизм до сих пор представляет собой относительно слабо изученную главу в развитии античной культуры и, в частности, ее философии и науки.

К концу XIX — началу XX в. доминирующая тенденция заключалась в стремлении разграничить, разделить различные фазы пифагорейского учения (в особенности отделить ранний пифагореизм). Эта тенденция характерна особенно для работ В. Дё-ринга и Э. Франка и в значительно меньшей степени для В. Вин-дельбанда, подчеркнувшего трудности вычленения ранней формы пифагореизма. Что же касается ряда современных исследователей античной философии и науки (таких, как У. К. Гатри, К. де Фогель, Г. Юнг и др.), то они отнюдь не склонны подчеркивать чисто религиозный характер ранней формы пифагореизма, а, напротив, трактуют его как в известном смысле единое, целостное учение, различные стороны которого (религиозная, философская, научная — преимущественно математическая) разрабатывались на всем протяжении его существования и развития.

Этот современный подход к исследованию пифагорейского учения характерен и для теоретической реконструкции его, предложенной П. П. Гайденко. Особенность этой реконструкции по сравнению с более ранними отечественными исследованиями пифагореизма заключается в том, что, опираясь на достигнутые результаты исследований прежде всего пифагорейской науки, автор аргументированно показывает органическую связь частнонаучных исследований пифагорейцев с их основополагающим философским принципом «в основе всего сущего лежат числа».

В отношении же имеющей важное теоретическое значение задачи адекватного воспроизведения исторического развития основной доктрины и вычленения в этом развитии конкретных этапов и соответствующих им особенных форм учения необходимо отметить следующее. В целом пифагорейское учение прошло длительную и сложную эволюцию, крупными этапами которой явились: древний, доплатоновский пифагореизм (от Пифагора через Филолая до Архита Тарентского); пифагореизм в той форме, в которой он был включен в платоновскую философию; неопифагореизм в форме неоплатонизма, венчающего собой развитие всей древнегреческой философии. В ходе этого исторического развития первоначальная, наивная форма, выраженная в философеме «все вещи суть числа» (причем числа понимались здесь в их непосредственной вещественной, материальной форме), сменилась строгим, глубоко и последовательно проведенным идеалистическим монизмом с верховным принципом Единого как божественной сущности, производящей соединение монады — начала всякого определенного единства (формы) с диадой — неопределенной двоицей (материей). Эти формы опосредствованы классической формой пифагорейской метафизики с ее основным принципом «число есть сущность всех вещей», развившимся в ее пределах до более глубокого принципа «начала чисел есть принципы как самих чисел, так и всех вещей». Этот последний принцип преодолевается впоследствии в неоплатонизме, преобразуясь в принцип Единого, возвышающегося над началами чисел и приводящего последние в определенную взаимосвязь. В процессе длительного исторического развития пифагорейского учения происходили не только пополнение запаса собственно математических истин посредством разработки проблем арифметики и геометрии, уточнение космологической концепции, развитие представлений в области музыки и связанное с именем Алкмеона формирование элементов теоретической медицины, но, что особенно важно, и углубление метафизических принципов с последующим их конкретным применением ко всем сферам частнонаучного знания, что привело в результате к последовательному идеалистическому монизму в неоплатонизме. Таким образом, развитие пифагорейского учения шло как вширь, так и в глубь, как в экстенсивном, так и в интенсивном смысле, причем в результате этого развития оба противоположных направления его оказались существенным образом взаимосвязаны, поскольку все расширяющаяся область частнонаучного знания одновременно получала свое философское осмысление и обоснование.

Надточаев А. С
Разместил: Пифагореец Дата: 01.03.2011 Прочитано: 12141
Распечатать

Дополнительно по данной категории

17.11.2010 - Пифагорейский союз
15.11.2010 - Философия пифагорейцев
14.11.2010 - Число как сущность вещей
10.11.2010 - Пифагорейская космология
07.11.2010 - Пифагорейская математика

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы