Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Ваше отношение к Науке:

В целом положительное
Роль науки завышена
Категорически отрицательное


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 528
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Философия пифагорейцев

Приступая к рассмотрению пифагорейской «математической философии», отметим, что смелая и чрезвычайно оригинальная мысль положить в основу философского учения математические понятия и отношения, как полагают некоторые исследователи, впервые была выдвинута еще до Пифагора.

В частности, немецкий историк философии Рошер обнаружил фрагменты сочинения «О числе 7», принадлежащие, согласно его предположению, неизвестному мыслителю из Милета. Автор этого сочинения впервые попытался построить универсальную мировоззренческую систему, положив в основание понимания и объяснения всего сущего число 73. Согласно Рошеру, первые 11 глав приписываемого Гиппократу сочинения «О числе 7» имеют более древнее, допифагорейское происхождение. В них высказана мысль о том, что «Вселенная и все отдельные части ее имеют следующее устройство. Все должно и по внешней форме и по своей внутренней сущности проявлять число 7» [там же, с. XVI]. Согласно этому учению: 1) число 7 характеризует устройство космоса, в котором имеется семь сфер: эфир, звезды и их свет, солнце, луна, воздух, влага, земля; 2) есть семь времен года: время посева, зима, время посадки, весна, лето, время плодов, осень; 3) имеется семь направлений ветров: Апелиот, Борей, Арктий, Зефир, Липе, Нот и Эвр; 4) каждый животный индивид состоит из семи частей: головы, рук, внутренностей, каналов излияния мочи и семени, заднего прохода и бедер; 5) семь возрастов имеет человеческая жизнь: младенец, отрок, юноша, молодой человек, мужчина, пожилой муж, старик; 6) семь функций имеется у человеческой головы: дыхание, истечение теплоты, зрение, слух, обоняние, потребление пищи и еды, чувство вкуса; 7) из семи частей состоит человеческая душа: из теплоты, прохлады, влаги, элемента земли, горьких соков, сладкого элемента и элемента соленого; 8) из семи гласных состоит язык: (а), (е), (г|), (i), (о), (v), (со) и т. д.

Учитывая, что гипотеза Рошера (и прежде всего тезис о том, что первые 11 глав сочинения «О числе 7» предшествуют учении, Пифагора), требует более обстоятельного и убедительного обоснования, отметим, что попытки применения количественных понятий и отношений к пониманию устройства мироздания зафиксированы в рассмотренных нами ранее сохранившихся фрагментах учений Фалеса и Анаксимандра. Даже если Пифагор не был знаком с этими попытками, все же он разрабатывал свою «математическую философию» не на пустом месте.

Согласно Аристотелю, возведение числа в ранг общефилософского принципа явилось результатом осознания эффективности и универсальной применимости чисел, с одной стороны, и их ключевого положения в самой математике — с другой 4. Это и побудило Пифагора и его соратников выдвинуть более правдоподобную, нежели предположения предшествовавших им натурфилософов, гипотезу о том, что числа (а точнее, их элементы, начала) лежат в основе всех вещей и Вселенной в целом. Следует отметить, что формирование этой пифагорейской философемы, явившееся своего рода абсолютизацией роли математики в познании действительности, положило начало воздействию развивающихся математических наук на философские исследования. Выявление конкретных форм и характера этого воздействия, его результатов и значения как для самих математических наук, так и для философии требует специального исследования, выходящего за пределы данной работы.

Итак, в основе пифагорейского философского учения лежит принцип: в основе всего существующего и Вселенной в целом лежат элементы чисел. Следует отметить, что теоретическая реконструкция этого ядра пифагорейского учения представляет серьезные трудности. Так, вопрос о первоначальном характере основных принципов пифагорейской метафизики решается в исследовательской литературе далеко не однозначно. «По мнению одних, — пишет в этой связи Маковельский, — первоначальное пифагорейское мировоззрение исходило из арифметического созерцания числа (этот взгляд особенно отстаивает Целлер); по мнению других, исходный пункт пифагорейской философии был геометрический: размышление над пространственными отношениями (границами пространства и бесконечным пространством); по мнению третьих, первоначальная форма пифагорейской философии носит по преимуществу физический характер. Она тесно примыкает к милетской философии Анаксимена и имеет основными принципами огонь и воздушную пустоту; наконец, встречается и теолого-метафизическое понимание первоначальных пифагорейских принципов»


Разместил: Пифагореец Дата: 15.11.2010 Прочитано: 20919
Распечатать

Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице

1 2 3 4 >>

Дополнительно по данной категории

01.03.2011 - Пифагореизм. Общая характеристика
17.11.2010 - Пифагорейский союз
14.11.2010 - Число как сущность вещей
10.11.2010 - Пифагорейская космология
07.11.2010 - Пифагорейская математика

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы