Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
В чeм смысл жизни?

В ощущениях
В слиянии с Божественным
В Познании
В служении обществу
Смысл жизни-спекуляция разума


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 890
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Платон Афинский (427-347 до н. э.)



Попытка общественного переустройства


Но как раз тут, в 368 г. к Платону спешит восторженный Дион с вестью о том, что умер Дионисий-старший. Дион зовет его в Сиракузы, чтобы познакомить его с Дионисием-младшим с целью воспитания юного правителя в виду дальнейших полит. реформ. Платон немедленно принял приглашение, прервав свою преп. деятельность. Философия, казалось, могла вступить в союз с могущественнейшей полит. властью в греч. мире. По прибытии в Сиракузы Платон начал перевоспитывать молодого тирана. Тот действительно интересовался Платоновой философией, но желал сразу проникнуть в ее тайны, минуя подготовительные ступени – лог. упражнения и математику, за которые Платон хотел его усадить. К тому же, тот нисколько не был расположен изменить веселого образа жизни согласно проповеди философа. Платон планировал начать свою реформу с тирана, которого надлежало перевоспитать в конституц. монарха; затем должен был быть преобразован гос. строй и восстановлены греч. города, порабощенные или упраздненные Дионисием старшим. – Но тут вмешалась старая придворная партия сторонников политики первого Дионисия и, почуяв угрозу своей власти, употребила все силы, чтобы помешать затее полит. мечтателей. Платон уже принялся составлять проект; но не успел еще написать вступление, как интрига восторжествовала: Дион был сослан и полит. план философа рухнул. Дионисий, правда, пытался удержать философа при своем дворе, частью из дилетантизма, частью из тщеславия – слава Платона была велика, и взоры Греции были устремлены на Сиракузский двор, где "мудрость сочеталась с могуществом". Дионисий желал перетянуть философа на свою сторону и морочил его, то выказывая ему интерес к его философии, то обещая ему вернуть Диона и помириться с ним. Под конец, вынужденный отлучиться из Сиракуз по случаю войны, тиран дружески простился с Платоном и отпустил его, обещав по окончании войны вновь призвать Диона вместе с философом. Платон вернулся в Афины, но в 361 г. отважился вновь в "Харибду" – так сильна в нем надежда. На этот раз его ждало еще более горькое разочарование. Не только примирения с Дионом ему устроить не удалось, но произошла крупная ссора с самим Дионисием, которая могла плохо кончиться для философа.
Возвратившись в Афины, Платон прожил там безвыездно до самой смерти. Он пришел к выводу, что конфликт между поборниками правды и людьми, живущими по прихотям, неизбежен. Значит, «тот мир, в котором праведник должен умереть за правду, – не есть настоящий мир. Существует другой мир, где правда живет» (Вл. Соловьев). Отказываясь признать хаос видимого бытия в качестве последней истины, Платон всем своим существом тянулся к тому незримому миру, в котором предчувствовал свою небесную отчизну.

Ученик Сократа


Потрясенный смертью учителя, он продолжил его дело – поиск истины. Он пишет много «сократических» диалоги, стремясь воссоздать живой, творческий процесс поисков. Философия Сократа стала исходной точкой философии Платона. "Да и нет никакого сочинения и впредь не будет, – писал философ в старости, – а то, что говорится здесь, принадлежит Сократу, ставшему вновь молодым и прекрасным". В глазах Платона его философия принадлежит возрожденному Сократу, преображенному и одухотворенному смертью.

Смерть Сократа действительно подорвала в Платоне тот наивный эвдемонизм, т. е. веру в единство добра и счастья, который высказывается в ранних диалогах его ученика. Но она не подорвала веры в реальность добра и в истинность универсальных этических норм, опознанных Сократом; напротив, она утвердила эту веру, раскрыв ей новый духовный мир. Если в мире сем идеал не осуществляется, то это не значит, чтобы этот идеал был ложным; если этические нормы, всеобщие и безусловные, отвергаются и нарушаются человечеством, это не значит, чтобы они упразднялись, были мнимы. Наоборот, они одни обладают высшею, сверхчувственною реальностью: идеалу, истине принадлежит подлинная действительность, тогда как тот видимый порядок вещей, кот. есть отрицание идеала, есть не только дурной, но и ложный. Над видимым чувственным миром признается иной сверхчувственный мир, мир идеала, в котором нормы добра имеют свое полное осуществление. И уже в "Горгии", едва ли не первом диалоге, написанном после смерти Сократа, где с такою энергией произносится суд над исторически сложившимся нрав. и полит. строем совр. об-ва, мы находим решительное утверждение безусловной ценности нрав. норм и первое признание реальности высшего духовного мира, "в нем же правда живет". – Т. обр., идеализм Платона имеет этический корень. Он ставит человеку те же практ. задачи, что и Сократ: познавать самоценное добро, с тем чтобы осуществлять его в частной и общ. жизни.

Но наряду с этими практическими задачами возникают новые теоретические проблемы, или, точнее, старые сократовские проблемы – о существе и предмете знания, о нормах добра в их отношении к действительности, – которые получают новую постановку. Область "дел человеческих" не только соприкасается с областью “сверхчеловеческого”, но поглощается ею. Платон предчувствует это уже в “сократовских” диалогах, которые при разработке чисто нравственных вопросов не дают окончательных решений, приводят лишь к новым проблемам или к сознанию неведения.

Разместил: Древнегреческий философ Дата: 21.03.2009 Прочитано: 57893
Распечатать

Всего 1 на 6 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 >>

Дополнительно по данной категории

07.12.2010 - Классификация Платоном науки и трактовка частнонаучного знания
21.03.2009 - Платона коментаторы
21.03.2009 - Сочинения Платона
21.03.2009 - Платон и платонизм
21.03.2009 - Космология Платона
svarnoy
Дата: 05.12.2009 Комментарий: 1
svarnoyОЙ, как приятно оказаться снова на вашем сайте, в очередной раз хочется вам пожелать удачного развития и воплощения всех идей!
0
Дата регистрации: Нет информации Информация о философе
SoillaSoumn
Дата: 22.12.2009 Комментарий: 2
SoillaSoumnБольшое спасибо!
0
Дата регистрации: Нет информации Информация о философе
sregaa
Дата: 31.12.2009 Комментарий: 3
sregaaВозьму на заметку и доработаю
0
Дата регистрации: Нет информации Информация о философе

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы