Учение о трех уровнях души
Соответственно 3 отделам органического мира существует и 3 рода (уровня) души:
1) растительная (вегетативная), душа; ее функции – питание и размножение; это – низший уровень;
2) животная (чувственная) душа; ее функции: чувства и ощущения. У животной души появляется способность ощущать. Функцией животной души является ощущение, и таким образом появляются страсти, аффекты, так как то или иное ощущение может нравиться или не нравиться, поэтому существо, обладающее животной душой, может радоваться или гневаться, раздражаться и т. п. Это – средний уровень души.
3) душа человека– разумная; ей присуща духовная деятельность. Это – начало бессмертное, хотя и не индивидуальное. Разумная душа имеется только у человека из всех живых существ, живущих на земле. Такая душа – не энтелехия тела. Разумная душа вообще не связана с телом. Она существует отдельно от тела, так же, как вечное существует отдельно от преходящего. (По-нынешнему это называется дух).
Растения не ощущают, у животных уже имеются органы ощущения; есть они, естественно, и у человека, но, кроме того, он обладает способностью к мышлению и познанию, что является достоинством только разумной души.
Растительную душу имеют все – и растения, и животные, и человек; человек имеет и животную, и разумную душу. Так как душа – энтелехия тела, то без тела она не существует. Это касается растительной и животной души. Со смертью тела растительная и животная души исчезают с телом, и остается лишь разумная душа. Поэтому души не переселяются. (Платон разделял веру в переселение душ в отличие от Аристотеля.) Так как душа связана с телом, то понятно, почему при воздействии на тело душа может испытывать ощущения.
Растения не имеют центра органической жизни, центра душевной деятельности. У животных есть внутреннее средоточие (общее чувство) в сердце. У них есть ощущения удовольствия и страдания, желательные способности, отчего зависит и различие их характеров и нравов. И в общем центре психической жизни все эти способности и чувствования связываются, согласуются друг с другом.
Анализ душевных процессов (психология)
В психологических трудах Аристотеля мы находим анализ душевных процессов: ощущений и связанной с ними деятельности разума и воли. Ощущение есть изменение, производимое в душе ощущаемым предметом через посредство тела и состоящее в том, что ощущающему сообщается образ или форма ощущаемого.
Единичные чувства никогда не обманывают нас – говорит Аристотель – ложно лишь суждение, которое мы выносим на основании отдельных свидетельств, показаний отдельных чувств.
Общие свойства и отношения, воспринимаемые через посредство чувств (число, величина, время, покой, движение и т. п.) относятся не к одному из чувств, а к общему чувству. Эта способность общих восприятий предполагает центр органов душевной жизни – общее чувствилище. В нем сортируются и сопоставляются свидетельства отдельных ощущений, которые и мы относим к известным внешним предметам. Здесь заключается способность к восприятию, памяти и мышлению. Орган этого общего чувства есть сердце. Если движение, возбужденное предметом в органе чувства, передается центральному органу, оно вызывает в нем возобновленное появление чувственного образа или воображаемое представление; если же мы отнесем этот образ к какому-нибудь прошедшему событию, то это называется воспоминанием; сознательный вызов воспоминания есть припоминание. Вообще у Аристотеля мы находим целую систему психологии, чрезвычайно разработанную. |