Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Мудрость - это

Интеллект
Эрудиция
Созидательный жизненный опыт
Творческое мышление


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1172
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Учение о душе (психология)



Учение о трех уровнях души


Соответственно 3 отделам органического мира существует и 3 рода (уровня) души:

1) растительная (вегетативная), душа; ее функции – питание и размножение; это – низший уровень;

2) животная (чувственная) душа; ее функции: чувства и ощущения. У животной души появляется способность ощущать. Функцией животной души является ощущение, и таким образом появляются страсти, аффекты, так как то или иное ощущение может нравиться или не нравиться, поэтому существо, обладающее животной душой, может радоваться или гневаться, раздражаться и т. п. Это – средний уровень души.

3) душа человека– разумная; ей присуща духовная деятельность. Это – начало бессмертное, хотя и не индивидуальное. Разумная душа имеется только у человека из всех живых существ, живущих на земле. Такая душа – не энтелехия тела. Разумная душа вообще не связана с телом. Она существует отдельно от тела, так же, как вечное существует отдельно от преходящего. (По-нынешнему это называется дух).

Растения не ощущают, у животных уже имеются органы ощущения; есть они, естественно, и у человека, но, кроме того, он обладает способностью к мышлению и познанию, что является достоинством только разумной души.

Растительную душу имеют все – и растения, и животные, и человек; человек имеет и животную, и разумную душу. Так как душа – энтелехия тела, то без тела она не существует. Это касается растительной и животной души. Со смертью тела растительная и животная души исчезают с телом, и остается лишь разумная душа. Поэтому души не переселяются. (Платон разделял веру в переселение душ в отличие от Аристотеля.) Так как душа связана с телом, то понятно, почему при воздействии на тело душа может испытывать ощущения.

Растения не имеют центра органической жизни, центра душевной деятельности. У животных есть внутреннее средоточие (общее чувство) в сердце. У них есть ощущения удовольствия и страдания, желательные способности, отчего зависит и различие их характеров и нравов. И в общем центре психической жизни все эти способности и чувствования связываются, согласуются друг с другом.

Анализ душевных процессов (психология)


В психологических трудах Аристотеля мы находим анализ душевных процессов: ощущений и связанной с ними деятельности разума и воли. Ощущение есть изменение, производимое в душе ощущаемым предметом через посредство тела и состоящее в том, что ощущающему сообщается образ или форма ощущаемого.

Единичные чувства никогда не обманывают нас – говорит Аристотель – ложно лишь суждение, которое мы выносим на основании отдельных свидетельств, показаний отдельных чувств.

Общие свойства и отношения, воспринимаемые через посредство чувств (число, величина, время, покой, движение и т. п.) относятся не к одному из чувств, а к общему чувству. Эта способность общих восприятий предполагает центр органов душевной жизни – общее чувствилище. В нем сортируются и сопоставляются свидетельства отдельных ощущений, которые и мы относим к известным внешним предметам. Здесь заключается способность к восприятию, памяти и мышлению. Орган этого общего чувства есть сердце. Если движение, возбужденное предметом в органе чувства, передается центральному органу, оно вызывает в нем возобновленное появление чувственного образа или воображаемое представление; если же мы отнесем этот образ к какому-нибудь прошедшему событию, то это называется воспоминанием; сознательный вызов воспоминания есть припоминание. Вообще у Аристотеля мы находим целую систему психологии, чрезвычайно разработанную.
Разместил: Античный философ Дата: 21.03.2009 Прочитано: 13662
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2

Дополнительно по данной категории

19.12.2011 - Аристотелевская концепция ступеней познания
04.12.2011 - Философское учение Аристотеля
03.12.2011 - Перводвигатель Аристотеля
03.03.2011 - Классификация наук Аристотеля
02.03.2011 - Диалектика Аристотеля

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы