Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Как произошел человек?

От обезьяны (путем эволюции)
Был создан Демиургом
Занесен иноплатным разумом
Свой вариант


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 767
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Философское учение Аристотеля

Свое понимание сущности философии Аристотель излагает главным образом в «Метафизике», уточняя ее характеристики в ряде других работ. Отождествляя философскую науку с мудростью, он ставит вопрос следующим образом: «Какими именно причинами и какими началами должна заниматься наука, которая носит название мудрости?».

Уже сама постановка вопроса свидетельствует о том, что, трактуя философию как особого рода науку, он исходит из причинной концепции научного знания в целом, стремясь выявить и строго определить прежде всего тип причин, с которыми имеет дело философия, а затем сформулировать характеристики, присущие собственно философскому знанию, в отличие от других форм познавательной деятельности.

Отвечая на вопрос о предмете философии и природе философского знания, Аристотель пишет: «Есть некоторая наука, которая рассматривает сущее как такое и то, что ему присуще самому по себе. Эта наука не тождественна ни с одной из частных наук: ни одна из других наук не исследует общую природу сущего как такого, но все они выделяют себе какую-нибудь часть его (сущего) и затем рассматривают относительно этой части то, что ей окажется присущим; так поступают, например, науки математические. А так как предмет нашего исследования составляют начала и высшие причины, то они, очевидно, должны быть началами и причинами некоторой существующей реальности (cpogecog Tivog) согласно ее собственной природе». Таким образом, с точки зрения Аристотеля, предметом философии является реальность как целое, рассматриваемая с точки зрения ее собственных начал, или первопричин.

Такое понимание сущности философии Аристотель стремится обосновать исторически, считая необходимым подвергнуть тщательному рассмотрению выработанные ранее и принятые в его время мнения о том, что такое мудрость и каков мудрый человек.

Согласно этим мнениям, «мудрый знает все, насколько это возможно, не имея знания в отдельности о каждом предмете. Далее, мы считаем мудрым того, кто в состоянии узнать вещи: трудные и не легко постижимые для человека (ведь чувственное восприятие общо всем, а потому — вещь легкая, и мудрости (в нем) нет никакой). Кроме того, более мудрым во всякой науке является человек более точный и более способный научать, а из наук в большей мере считается мудростью та, которая избирается ради нее самой и в целях познания, а не та, которая привлекает из-за ее последствий, и та, которая играет руководящую роль — в большей мере, чем та, которая занимает служебное положение;, ибо мудрому не надлежит получать распоряжения, но давать их, и не он должен повиноваться другому, а ему тот, кто менее мудр».

Развивая свою мысль, Аристотель прежде всего подчеркивает всеобщий, универсальный характер философского знания, которое есть знание обо всем существующем. Такое «знание обо-всем должно быть у того, кто в наибольшей мере владеет знанием в общей форме: такому человеку некоторым образом известна вся совокупность вещей, (которая входит в круг этого знания)». Именно вследствие своей всеобщности философское знание является одновременно и наиболее трудным, поскольку «наиболее трудны для человеческого познания такие начала — начала наиболее общие: они дальше всего от чувственных восприятий». Вместе с тем философия является и наиболее точным знанием, поскольку «наиболее точными являются те из наук, которые больше всего имеют дело с первыми началами: те, которые исходят из меньшего числа (элементов), более точны, нежели те, которые получаются в результате прибавления (новых свойств), например арифметика точнее геометрии». Философия является и наиболее пригодным для обучения знанием, поскольку «научают те люди, которые указывают причины для каждой вещи». Мудрость, или первая философия, — это наука о максимально познаваемом предмете, первых причинах, началах всего сущего. Поэтому она есть и наиболее совершенная из всех наук. Мудрость является и наиболее руководящей из всех наук, поскольку «в большей мере руководящей, чем (всякая) наука служебная является та, которая познает, ради чего надлежит делать каждую вещь: а такою конечною целью в каждом случае является благо и вообще наилучшее во всей природе».

Наиболее существенной, с точки зрения Аристотеля, характеристикой философии является то, что она есть наука не деятельная, а созерцательная, теоретическая. Теоретический характер философии обусловлен тем, что познание в ее пределах осуществляется не ради каких-либо иных (в частности, практических) целей, а ради самого познания. «Ибо вследствие удивления, — полагает он, — люди и теперь и впервые начали философствовать, причем вначале они испытали изумление по поводу тех затруднительных вещей, которые были непосредственно перед ними, а затем понемногу продвинулись на этом пути дальше и осознали трудности в более крупных вопросах, например относительно изменений луны и тех, которые касаются солнца и звезд, а также — относительно возникновения мира. Но тот, кто испытывает недоумение и изумление, считает себя незнающим (потому и человек, который любит мифы, является до некоторой степени философом, ибо миф слагается из вещей, вызывающих удивление). Если таким образом начали философствовать, убегая от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради постижения (вещей), а не для какого-либо пользования (ими). То, что произошло на деле, подтверждает это: когда оказалось налицо почти все необходимое и также то, что служит для облегчения жизни и препровождения времени, тогда (только) стало предметом поисков такого рода разумное мышление. Ясно поэтому, что мы ищем его ни для какой другой нужды. Но как свободный человек, говорим мы, это — тот, который существует ради себя, а не ради другого, так ищем мы и эту науку, так как она одна только свободна изо (всех) наук: она одна существует ради самой себя».

В этом извлечении из «Метафизики» кратко изложена концепция происхождения философии. Согласно этой концепции, философия является более поздним продуктом познавательной и культурной деятельности, нежели мифы, искусства и науки. Она возникает и формируется уже при наличии достаточно развитой и дифференцированной духовной культуры, представляя собой высший и вместе с тем необходимый результат предшествующего развития. В отличие от мифов, искусств и наук, так или иначе служащих удовлетворению необходимых жизненных потребностей и целям украшения досуга, философия служит удовлетворению чисто теоретических интересов познания. В наибольшей мере философия обнаруживает родство с мифами, также имеющими преимущественно познавательный, теоретический характер. Это «отмечаемое Стагиритом родство мифологической формы сознания и философии было положено в основу мифогенной доктрины происхождения философии.

Разместил: Античный философ Дата: 04.12.2011 Прочитано: 38934
Распечатать

Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице

1 2 3 4 >>

Дополнительно по данной категории

19.12.2011 - Аристотелевская концепция ступеней познания
03.12.2011 - Перводвигатель Аристотеля
03.03.2011 - Классификация наук Аристотеля
02.03.2011 - Диалектика Аристотеля
28.11.2010 - Учение Аристотеля о движении

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы