Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Как вы оцениваете свои философские знания?

Общие знания
Профессиональный философ
Кухонный философ
Ничего не знаю, первый раз тут


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 838
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Учение Аристотеля о движении

В пятой книге «Физики» Аристотель переходит к рассмотрению различных видов движения, конкретных физических процессов, реализующихся в вещах, тогда как раньше он исследовал природу движения в общем виде.

Во всяком движении, полагает он, есть первое движущее, движимое, время, в течение которого происходит движение, а также «из чего» и «во что» идет движение, «ибо изначально приводимое в движение, то, из чего движение исходит, и то, во что оно приходит, различны, как, например, дерево, теплое и холодное; из них первое «что», второе «во что», третье «из чего». Если движение мы рассматриваем преимущественно по тому, «во что» оно идет, а не «из чего», то оно именуется изменением. Гибель, например, есть изменение в несуществующее, хотя она происходит из существующего, а возникновение есть изменение в существующее, хотя и из несуществующего. Аристотель тем самым подчеркивает финалистский характер всякого реального изменения, поскольку в нем имеется и осуществляется отношение «к чему».

Исследуя проблему изменения с общелогической точки зрения, Аристотель выделяет четыре возможных вида изменения: «или из подлежащего в подлежащее, или из подлежащего в неподлежащее, или не из подлежащего в подлежащее, или, наконец, не из подлежащего в неподлежащее, подлежащим же я называю то, что указано утвердительным суждением». Поскольку изменение из неподлежащего в неподлежащее не имеет места, вследствие отсутствия противоположности между ними, постольку в действительности существуют лишь три вида изменения. Изменение, заключающееся в переходе из неподлежащего в подлежащее, есть возникновение, из подлежащего в неподлежащее — уничтожение, или гибель, и из подлежащего в подлежащее — движение в собственном смысле слова. Дело в том, что возникновение не есть движение, так как возникает несуществующее. Движением не является и уничтожение, поскольку движению противоположно или движение, или покой, уничтожение же противоположно возникновению. Что же касается движения в собственном смысле слова, то, согласно Стагириту, «необходимо должны существовать три движения, именно: качества, количества и по отношению к месту».

Необходимость существования именно этих и никаких других видов движения Аристотель обосновывает, исходя из своей системы категорий, рассматривая движение применительно к категориям сущности, качества, места, количества, действия, страдания и отношения. «Для категории сущности, — пишет он, — нет движения, так как ничто существующее ей не противоположно; так же, конечно, и для категории отношения: возможно ведь при изменении одного члена отношения с полным правом утверждать, что другой не изменится, так что движение обоих будет по совпадению. Нет также движения для действующего или страдающего, движимого или движущего, так как нет ни движения движения, ни возникновения возникновения, ни вообще изменения изменения». Остается, следовательно, только движение в отношении качества, количества и места, поскольку «в каждом из них имеется своя противоположность». Движение в отношении качества есть качественное изменение, в отношении количества — рост и убыль (здесь нет общего названия, охватывающего собой обе противоположности) и движение в отношении места — (пространственное) перемещение.

Разместил: Античный философ Дата: 28.11.2010 Прочитано: 28353
Распечатать

Всего 1 на 6 страницах по 1 на каждой странице

1 2 3 4 5 6 >>

Дополнительно по данной категории

19.12.2011 - Аристотелевская концепция ступеней познания
04.12.2011 - Философское учение Аристотеля
03.12.2011 - Перводвигатель Аристотеля
03.03.2011 - Классификация наук Аристотеля
02.03.2011 - Диалектика Аристотеля

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы