Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Есть ли что-то, над чем нельзя смеяться?

Есть
Нет
Не решил


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1134
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Учение Аристотеля о движении



Первое движущее, утверждает Аристотель, существует всегда вместе с движимым, вместе в том смысле, что между ними, посередине, ничего нет. Это имеет место в отношении всех трех видов движения: по месту, количеству и качеству. В случае перемещения, являющегося первым из движений, дело обстоит так. Если перемещающееся приводится в движение самим собой, движимое и движущее находятся вместе, следовательно, посередине ничего нет. В случае же, если перемещение происходит за счет воздействия извне (Аристотель при этом выделяет четыре вида перемещения, вызванного другим: притягивание, толкание, несение, вращение, сводя два последних вида к притягиванию и отталкиванию, что само по себе является свидетельством достаточно дифференцированного подхода к анализу проблемы механического движения), то поскольку, например, отталкивающее и притягивающее находятся вместе с отталкиваемым и притягиваемым (непосредственно касаются друг друга), постольку между движимым и движущим нет ничего посередине. Нет посредника между движущим и движимым и в случае качественного изменения, ибо «во всех случаях происходит так, что последнее изменяющее и первое изменяемое находятся вместе». Например, в случае чувственного восприятия вещей конец тела, вызывающего ощущения, и начало тела, испытывающего изменение, находятся рядом, образуя непрерывное единство с воздухом, помещающимся между предметом ощущения и ощущающим органом (глазом, ухом, языком и т. д.). То же имеет место и в случае количественного движения, так как увеличение тела происходит посредством присоединения к нему некоторой части, вследствие чего все тело становится единым, а уменьшение — путем отхождения чего-либо от убывающего, причем и в данном случае имеет место непрерывность.

Обсуждая вопрос о том, соизмеримо ли каждое из движений с каждым, Аристотель обосновывает положение о соизмеримости движений только в пределах одного и того же вида. Бессмысленно, полагает он, сравнивать между собой пространственное перемещение с качественным изменением или же с изменением по количеству, а в пределах перемещения — движение по кругу с движением по прямой. Ибо «движется с равной скоростью то, что в равное время продвинулось на такое-то равное количество; если же на данном отрезке длины одно тело испытало качественное изменение, а другое переместилось, разве это изменение будет равным и равноскоростным с перемещением? Ведь это несуразно. Причина та, что движение имеет различные виды, так что, если движения, проходящие в равное время равную длину, будут равноскоростными, то прямая линия и круговая будут равны».

В восьмой книге «Физики» Аристотель рассматривает вопрос о вечности движения и о природе перводвигателя. Среди предшествующих философов одни признавали вечность движения, другие, как Эмпедокл и Анаксагор, отрицали ее. Анаксагор, в частности, утверждал, что в первоначальной смеси гомеомерии все вначале было неподвижно, затем нус привел все в движение и установил в мире порядок. Эмпедокл же полагал, что движение и покой чередуются в мире друг с другом, поскольку в промежутках между господством дружбы, делающей из многого единое, и вражды, делающей из единого многое, царит покой. Элеагы же вообще отрицали движение как существующее поистине.

Точку зрения элеатов Аристотель опроверг ранее посредством исследования и разрешения апорий Зенона. Что касается точки зрения, признающей существование движения, но отрицающей его вечность, то она покоится на трех основных аргументах: во-первых, всякое изменение является конечным; во-вторых, предметы, прежде покоившиеся, начинают двигаться; в-третьих, одушевленные предметы начинают двигаться сами собой. Аргумент о конечности всякого изменения, считает Стагирит, справедлив: «так как всякое изменение по своей природе идет из чего-нибудь во что-нибудь, то для всякого изменения то противоположное, во что оно идет, по необходимости является пределом». Что же касается довода, что ранее покоившиеся вещи начинают двигаться, то это происходит по причине присутствия или отсутствия движущего извне. Третий же аргумент ошибочен, так как в одушевленном существе всегда движется некоторая сращенная с ним часть, а причиной ее движения является не само живое существо, а изменения в окружающей среде, воздействующие на мышление к желание, которые движут затем тело.

Разместил: Античный философ Дата: 28.11.2010 Прочитано: 37231
Распечатать

Всего 1 на 6 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 >>

Дополнительно по данной категории

19.12.2011 - Аристотелевская концепция ступеней познания
04.12.2011 - Философское учение Аристотеля
03.12.2011 - Перводвигатель Аристотеля
03.03.2011 - Классификация наук Аристотеля
02.03.2011 - Диалектика Аристотеля

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы