Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Есть ли что-то, над чем нельзя смеяться?

Есть
Нет
Не решил


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1131
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Учение Аристотеля о движении



Апория «Стрела» формулируется следующим образом: «летящая стрела стоит неподвижно». Она основывается на предпосылке о дискретности времени. Поскольку в каждый отдельный момент времени стрела занимает определенное место в пространстве, находясь в состоянии покоя, постольку движение представляется как сумма состояний покоя. Аристотель возражает, что, во-первых, время не слагается только из «теперь», оно также и непрерывно, и, во-вторых, в самом «теперь» нет ни движения, ни покоя, поскольку покой предполагает нахождение тела в одном и том же состоянии в разные моменты времени, движение же предполагает, что момент «теперь» делим на части, что, однако, не так.

Четвертая апория «Ристалище», или «Стадион», рассуждает относительно двух равных масс, движущихся по ристалищу с равной скоростью с противоположных сторон, одна — с конца ристалища, другая — от середины мимо неподвижного тела. Согласно Зенону, при этом получается, что «половина времени равна ее двойному количеству». Паралогизм, считает Аристотель, заключается здесь в принятии предпосылки, что «одинаковая величина, двигаясь с равной скоростью один раз мимо движущегося, другой раз мимо покоящегося тела, затрачивает на это равное время, но это ошибка». Ибо затрачивается на это разное время. Посредством разрешения этих четырех апорий Аристотель глубже обосновывает тезис о том, что движение существует.

Отправляясь от тезиса о существовании движения, Аристотель подвергает критике допущение о существовании атомов, поскольку неделимое не обладает движением и изменением. Эта точка зрения направлена также и против тезиса элеатов о том, что существует лишь целое, лишенное внутренних различий неподвижное бытие, своего рода единственный атом. Если Зенон выдвигал положение о неподвижности атомов как аргумент против движения, то Аристотель, наоборот, выдвигает аргумент о существовании движения против тезиса о существовании атомов. «Все, что движется или изменяется, — рассуждает он, — есть в первом делении этого времени отчасти здесь, отчасти там. Но атом, как простое, неделимое бытие, не может иметь что-то от себя в обеих точках пространства, потому что в таком случае он был бы делим. Неделимое, следовательно, могло бы двигаться лишь в том случае, если бы время состояло из «теперь». Но мы уже раньше доказали, что это невозможно». Поскольку атомы не могут обладать изменением в самих себе и это изменение не может также быть получено ими извне, например посредством толчка, то представление о них не соответствует истине.

В седьмой книге «Физики» Аристотель обсуждает вопрос о двигателе и его отношении к движимому и, далее, вопрос о соизмеримости движений. Все движущееся, рассуждает он, необходимо приводится в движение чем-то (либо самим собой, либо иным). Предположение, что тело движется само собой и не приводится в движение извне, несостоятельно, поскольку в этом случае возникает неясность относительно тела как целого, какая часть его в нем движет, а какая является движимой. Остается принять, что всякое тело движимо извне. Однако в этом случае, полагает Аристотель, необходимо признать существование первого двигателя и не идти в бесконечность. Доказательство существования перводвигателя ведется от противного. Допустим, что мы пойдем в бесконечность, тогда тело А будет приводиться в движение телом Б, Б будет приводиться в движение Г, Г — Д и т. д. При этом одновременно будет происходить движение движимого и движущего. «Так как А и каждый из прочих предметов, — пишет Аристотель, — движутся одновременно, то все движение будет происходить в то же самое время, что и движение А, а движение А происходит в ограниченное время, следовательно, бесконечное движение происходило бы в ограниченное время, а это невозможно». Существование перводвигателя необходимо признать и в случае, когда в ограниченное время происходит бесконечное движение не чего-либо одного, а многого. Ибо и в данном случае движимые и движущие предметы вследствие касания друг друга образуют нечто непрерывное и единое, которое, будь оно конечно или бесконечно, в ограниченное время должно проделывать бесконечное движение, что невозможно.

Разместил: Античный философ Дата: 28.11.2010 Прочитано: 36951
Распечатать

Всего 1 на 6 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 >>

Дополнительно по данной категории

19.12.2011 - Аристотелевская концепция ступеней познания
04.12.2011 - Философское учение Аристотеля
03.12.2011 - Перводвигатель Аристотеля
03.03.2011 - Классификация наук Аристотеля
02.03.2011 - Диалектика Аристотеля

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы