Интенция | Все о философии Бесплатные тесты онлайн
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Судьба человека предопределена заранее?

Да, я фаталист(ка)
Нет, человек сам кузнец своего счастья
Свой вариант


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 214
Комментарии: 0
Спонсоры

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Учение Аристотеля о движении



Согласно Аристотелю, «движение есть энтелехия тела, способного к движению, поскольку оно способно к движению», поэтому оно существует вечно. Так как движение всегда связано с движущимися предметами, а не существует само по себе, то или движение возникло, или возникли предметы, или же предметы ранее покоились. Однако ни одна из альтернатив невозможна. «Если, таким образом, — пишет Аристотель, — каждое из тел, способных к движению, возникло, необходимо, чтобы прежде-данного изменения и движения существовало другое, в результате которого возникло способное двигаться и двигать. Если же признать существование предметов до существования движения, та это покажется бессмысленным и само по себе с первого взгляда, но еще более должно показаться бессмысленным тем, которые пойдут в рассмотрении вопроса дальше. Если, раз одни предметы являются движущими, другие движимыми, иногда будет существовать первое движущее и движимое, иногда же нет, но все это будет покоиться, то необходимо, чтобы оно изменилось раньше: ведь, была же какая-нибудь причина покоя, так как покой есть лишение движения. Следовательно, перед первым изменением будет изменение более первое». В случае же, если движение имело начало во времени, не ясно, почему оно началось именно в данное время, а не в иное. Поэтому неправ Анаксагор, утверждавший начало движения во времени. «Покоиться бесконечное время, — пишет Аристотель, — затем когда-нибудь начать двигаться, причем нельзя указать различия, почему это происходит именно теперь, а не раньше, а также не иметь никакого порядка — это не может быть делом природы».

Рассматривая далее вопрос о существовании движения и покоя в природе и их соотношении, Аристотель обсуждает следующие логические возможности: или все предметы всегда движутся, или все предметы всегда покоятся, или одни из предметов движутся, а другие покоятся. В последнем случае возможно, что одни предметы всегда движутся, а другие всегда покоятся, или же все они одинаково способны двигаться и покоиться. Рассматривая поочередно эти предположения, Аристотель их опровергает, принимая и обосновывая последнюю возможность: «одни из существующих предметов неподвижны, другие всегда движутся, третьи причастны движению и покою».

Утверждение, что все покоится, ложно. Оно противоречит не только свидетельствам чувств, но и всем наукам (в том числе и физике), которые пользуются понятием движения, и является «какой-то немощью мысли и спором о чем-то общем, а не о частном». Ложно также и утверждение: все движется. Ибо в случае количественного движения (а движение всегда конкретно, оно есть определенный вид движения) «ни расти, ни убывать нельзя непрерывно, но всегда имеется и среднее состояние». Сходным образом и качественное изменение часто происходит не непрерывно, а сразу, как например замерзание. Наконец, в случае перемещения мы видим, что камень или лежит спокойно, или падает вниз. Невозможно также, чтобы одни предметы всегда двигались, а другие покоились, поскольку это противоречит существованию возникновения и гибели, а также существованию насильственного движения в природе, заключающегося в том, что то, что прежде покоилось, в результате внешнего воздействия начинает двигаться (или же, напротив, переходит от движения к покою).

Разместил: Античный философ Дата: 28.11.2010 Прочитано: 9648
Распечатать

Всего 1 на 6 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 >>

Дополнительно по данной категории

19.12.2011 - Аристотелевская концепция ступеней познания
04.12.2011 - Философское учение Аристотеля
03.12.2011 - Перводвигатель Аристотеля
03.03.2011 - Классификация наук Аристотеля
02.03.2011 - Диалектика Аристотеля

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

философский камень
Полезное
Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы