Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Есть ли философия в России

Есть
Нет
Была в СССР
Ее никогда не было


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1356
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Аристотель (384–322 до н. э.)



Осн. работы: а) логические – работы по логике, получившие название «Органон» (орудие), ибо для самого Аристотеля логика была орудием для того, чтобы размышлять и ориентироваться в др. науках; в «Органон» вошли «Аналитика» I и II (учение о силлогизмах), «Топика», «Категории», «Об истолковании», «О софистических опровержениях»; б) философские – это «Метафизика»; в) физические – «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении» и «Метеорология»; г) психологические – «О душе» и 8 небольших трактатов; д) эстетические или искусствоведческие – «Поэтика» и «Риторика»; е) этические – 3 этики: «Никомахова», «Эвдемова» и «Большая этика»; у Аристотеля было 2 детей – дочь и сын, сына звали Никомахом, для него Аристотеля и написал одну работу; ж) политико-экономические – «Политика» и «Экономика». Всего 1000 книг.

5. Судьбы трактатов Аристотеля

Работы Аристотеля после его смерти надолго исчезли из культурного обихода. Кто-то пытался заняться их изданием – это не получилось, и для философов эллинистической эпохи трактаты Аристотеля практически не были известны, разве что в пересказах и изложениях или в перипатетической школе. И только лишь в 1 веке после Р.Х. перипатетик Андроник Родосский решил обнародовать соч. Аристотеля и занялся их систематизацией. В то время (под влиянием стоиков и эпикурейцев) все фил. знание обычно делилось на 3 группы: этика, физика и логика. Поэтому были вычленены работы Аристотеля по логике, этике и физике, и осталась часть работ, которые некуда было вставить.

И Андроник Родосский поставил эти работы на полку после работ по физике, и они получили название работ «после физики» – «Метафизика». По иронии судьбы у Аристотеля эти работы были посвящены тому, что он называл «первой философией», саму физику называя «второй философией». Часто, не зная происхождения этого слова, говорят, что метафизика – это то, что выше физики, как бы трактует о предметах, лежащих за пределами физ. познания. Т. обр., слово метафизика произошло благодаря ист. случайности и было неизвестно Аристотелю: все сочинения по "первой философии" были помещены редакторами сочинений Аристотеля после его физики (μετα τα φυσιχα). Термин "метафизика" введен в эпоху Августа перипатетиком Ник. Дамаскиным. Сама книга «Метафизика» состоит из 14 отд. книг. Они написаны в разные периоды творчества, иногда они развивают друг друга, иногда повторяют: Аристотель не останавливался на некоторых своих положениях. Он не излагает некую готовую, сформировавшуюся систему, а как бы ищет истину.

Характер аристотелевской философии


1. Значимость

Аристотель оказался величайшим мыслителем Древней Греции, создателем самой законченной и всеобъемлющей системы античного знания. Творчество Аристотеля – выдающийся вклад в развитие и философских, и гуманитарных, и естественнонаучных исследований. Его идеи, как и идеи Платона, долгое время определяли ход развития европейской мысли.

Правда, в поздней античности Аристотель был долгое время мало известен, но зато в Средние века трактаты Аристотеля стали привлекать к себе пристальное внимание, и благодаря трудам Фомы Аквинского его идеи прочно обосновались на кафедрах западных университетов. Его учение вплоть до начала Нового времени считалось непогрешимым (божественный Аристотель). Дань этому философу отдавали все философы вплоть до наших дней.

2. Связь с платоновским учением

Философия Аристотеля тесно связана с платоновским учением. Ее положения Бертран Рассел охарактеризовал даже как «разбавленные здравым смыслом взгляды Платона».

Если в раннем Средневековье и поздней античности Аристотеля часто называли платоником (блаж. Августин), то в эпоху Возрождения принято было противопоставлять Аристотеля Платону.

Влияние Платона на Аристотеля сказалось прежде всего в характерном для Аристотеля внимании к логической стороне любого рассматриваемого им вопроса. У Платона Аристотель прошел серьезную школу критической рефлексии, научился логически расчленять, анализировать, и надо сказать, что интерес Аристотеля к такого рода расчленению едва ли не больший, чем у его учителя. Искусством различения понятий, выявления всех значений, какие может иметь слово, прямых и переносных, Аристотель владеет виртуозно; это искусство он, несомненно, вынес из Академии и обязан им диалектике, которую в Академии всегда высоко ценили.

Однако Аристотель считает недостатком платоновской научной программы ее односторонний – логико-математический – характер. С его точки зрения, платоновско-пифагорейская школа не уделяет достаточного внимания естествознанию. Поэтому Аристотель обращается к другой традиции в греческой науке, а именно к ранним "физикам" – Анаксагору, Эмпедоклу, Демокриту и др., стремясь преодолеть ту, на его взгляд, одностороннюю ориентацию, которую он видел в Академии.

3. Систематичность трудов

Аристотель является первым философом-энциклопедистом и систематизатором: он построил свое обширное учение как научно обоснованную систему, стремящуюся охватить все сферы человеческого опыта. Аристотель исследует учения всех предшествовавших ему философов и критически их рассматривает.

Разместил: Древнегреческий философ Дата: 21.03.2009 Прочитано: 28550
Распечатать

Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 >>

Дополнительно по данной категории

19.12.2011 - Аристотелевская концепция ступеней познания
04.12.2011 - Философское учение Аристотеля
03.12.2011 - Перводвигатель Аристотеля
03.03.2011 - Классификация наук Аристотеля
02.03.2011 - Диалектика Аристотеля

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы