Как и его учитель, Аристотель – философ умозрительный, исходящий из основных начал Сократа. Оба они, несмотря на значительные различия, по сути имеют один и тот же взгляд на самую природу знания: в их глазах знание имеет свое начало в разуме, в понятиях, а не в ощущениях. Истинное знание есть логическое знание, которое достигается посредством исследования понятий, их образования и сочетания. Понятиями постигается действительное в вещах, их неизменная сущность, их конечное основание, всеобщее и необходимое в них. И эта сущность вещей, то, что в них истинно и действительно, заключается в общих началах, в родовых формах или видах – ειδη, которые составляют содержание наших понятий. Т. обр., мы находим здесь принципиальное согласие. Философия Аристотеля точно так же, как философия Сократа и Платона, является наукой понятия. Все единичное, частное сводится индуктивным путем к всеобщим понятиям.
4. Философия как теология
Философию – область теоретического знания Аристотель наз. теологией, т. е. богословием, учением о Боге. Аристотель впервые вводит в обиход термин "теология". Теоретическое знание – это знание об общем, поскольку разум дает понятие об общем, а чувственное – о единичном, поэтому теоретическое знание достигается только посредством разума, оно ищет причины и цели, т. е. главной целью теоретического знания является благо (видно влияние Платона).
Само теоретическое знание Аристотель делит на 3 вида. Теоретическое знание может быть:
– о существующем самостоятельно, но подвижном – это физика;
– о неподвижном, но существующем несамостоятельно – это математика;
– о существующем самостоятельно и неподвижном – это метафизика (физика для Аристотеля – это уже 2-я философия).
Существовать самостоятельно, т. е. иметь источник бытия в самом себе, а не в чем-нибудь другом, и быть неподвижным, т. е. вечным, может, естественно, только Бог, поэтому осн. предметом метафизики явл. Бог, поэтому первая философия – теология.
Эта классификация изящна и логична, но, тем не менее, она надолго уведет последующую мысль в сторону, поскольку разрывает отношения физики и математики. Они разведены Аристотелем на разные полюса, трактуют о разных предметах, поэтому такого понятия как математическая физика для Аристотеля не может существовать.
Если все другие виды науки исследуют лишь конкретные виды сущего, определенные формы или отношения его (напр., математика – величины, физика – вещество и движение), то "первая философия" рассматривает "сущее как таковое и то, что относится к нему, как к сущему" Она рассматривает таким образом самые общие определения сущего, самые общие начала всего существующего; она – самая общая наука и вместе – самая трудная, так как здесь достигаются крайние пределы отвлечения.
5. Виды знания
Все знания Аристотель делит на 3 типа, 3 группы: знание практическое, творческое и теоретическое.
1) Практ. знание включает в себя этику, экономику и политику, т. е. оно подразумевает умение действовать, жить в этом мире. Этика – умение обращаться с ближним.
2) Знание ремесленника – это уже творческое знание.
3) Теория – созерцательное знание, не имеющее никакой жизненной ценности, но в этом и парадокс, что для истинного философа теоретическое знание имеет большую ценность, поскольку оно является знанием свободного человека. Оно наиболее ценно, так как оно свободно, ведь практическое и творческое знания существуют для какой-либо цели. А теоретическое знание – ради самого знания, поэтому оно наиболее высшее, ценное, свободное.
Подобно тому как наиболее свободным, по словам Аристотеля, является человек, который живет для самого себя, а рабом является тот, кто живет для другого. Так и знание, существующее для какой-либо цели, – знание несвободное. Поскольку в мире есть одно полностью свободное существо, а именно Бог, то и теоретическое знание является одновременно знанием, наиболее достойным Бога. Человек, обладая теоретическим знанием, сам уподобляется Богу. |