Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Философия - это наука?

Да
Больше, чем наука
Служанка богословия


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1428
Комментарии: 3

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Аристотель (384–322 до н. э.)



Как и его учитель, Аристотель – философ умозрительный, исходящий из основных начал Сократа. Оба они, несмотря на значительные различия, по сути имеют один и тот же взгляд на самую природу знания: в их глазах знание имеет свое начало в разуме, в понятиях, а не в ощущениях. Истинное знание есть логическое знание, которое достигается посредством исследования понятий, их образования и сочетания. Понятиями постигается действительное в вещах, их неизменная сущность, их конечное основание, всеобщее и необходимое в них. И эта сущность вещей, то, что в них истинно и действительно, заключается в общих началах, в родовых формах или видах – ειδη, которые составляют содержание наших понятий. Т. обр., мы находим здесь принципиальное согласие. Философия Аристотеля точно так же, как философия Сократа и Платона, является наукой понятия. Все единичное, частное сводится индуктивным путем к всеобщим понятиям.

4. Философия как теология

Философию – область теоретического знания Аристотель наз. теологией, т. е. богословием, учением о Боге. Аристотель впервые вводит в обиход термин "теология". Теоретическое знание – это знание об общем, поскольку разум дает понятие об общем, а чувственное – о единичном, поэтому теоретическое знание достигается только посредством разума, оно ищет причины и цели, т. е. главной целью теоретического знания является благо (видно влияние Платона).

Само теоретическое знание Аристотель делит на 3 вида. Теоретическое знание может быть:

– о существующем самостоятельно, но подвижном – это физика;

– о неподвижном, но существующем несамостоятельно – это математика;

– о существующем самостоятельно и неподвижном – это метафизика (физика для Аристотеля – это уже 2-я философия).

Существовать самостоятельно, т. е. иметь источник бытия в самом себе, а не в чем-нибудь другом, и быть неподвижным, т. е. вечным, может, естественно, только Бог, поэтому осн. предметом метафизики явл. Бог, поэтому первая философия – теология.

Эта классификация изящна и логична, но, тем не менее, она надолго уведет последующую мысль в сторону, поскольку разрывает отношения физики и математики. Они разведены Аристотелем на разные полюса, трактуют о разных предметах, поэтому такого понятия как математическая физика для Аристотеля не может существовать.

Если все другие виды науки исследуют лишь конкретные виды сущего, определенные формы или отношения его (напр., математика – величины, физика – вещество и движение), то "первая философия" рассматривает "сущее как таковое и то, что относится к нему, как к сущему" Она рассматривает таким образом самые общие определения сущего, самые общие начала всего существующего; она – самая общая наука и вместе – самая трудная, так как здесь достигаются крайние пределы отвлечения.

5. Виды знания

Все знания Аристотель делит на 3 типа, 3 группы: знание практическое, творческое и теоретическое.

1) Практ. знание включает в себя этику, экономику и политику, т. е. оно подразумевает умение действовать, жить в этом мире. Этика – умение обращаться с ближним.

2) Знание ремесленника – это уже творческое знание.

3) Теория – созерцательное знание, не имеющее никакой жизненной ценности, но в этом и парадокс, что для истинного философа теоретическое знание имеет большую ценность, поскольку оно является знанием свободного человека. Оно наиболее ценно, так как оно свободно, ведь практическое и творческое знания существуют для какой-либо цели. А теоретическое знание – ради самого знания, поэтому оно наиболее высшее, ценное, свободное.

Подобно тому как наиболее свободным, по словам Аристотеля, является человек, который живет для самого себя, а рабом является тот, кто живет для другого. Так и знание, существующее для какой-либо цели, – знание несвободное. Поскольку в мире есть одно полностью свободное существо, а именно Бог, то и теоретическое знание является одновременно знанием, наиболее достойным Бога. Человек, обладая теоретическим знанием, сам уподобляется Богу.
Разместил: Древнегреческий философ Дата: 21.03.2009 Прочитано: 28573
Распечатать

Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4

Дополнительно по данной категории

19.12.2011 - Аристотелевская концепция ступеней познания
04.12.2011 - Философское учение Аристотеля
03.12.2011 - Перводвигатель Аристотеля
03.03.2011 - Классификация наук Аристотеля
02.03.2011 - Диалектика Аристотеля

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы