Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Как вы оцениваете свои философские знания?

Общие знания
Профессиональный философ
Кухонный философ
Ничего не знаю, первый раз тут


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 917
Комментарии: 0

Философская проблематика

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Монастыри и храмы

В буддизме в отличие от христианства и ислама нет церкви, но есть община верующих – сангха, которая формируется в определенном буддийском храме или монастыре. Это ду-ховное братство, помогающее в продвижении по буддийскому пути. Община обеспечивает своим членам жёсткую дисциплину (виная) и руководство опытных наставников. В ней нет сложной иерархии, как в христианской церкви. Сангхой можно назвать и местную общину, и всех буддийских монахов в мире вместе взятых, а её члены не явля-ются священнослужителями, посредниками между богом (или бога-ми) и мирянами. Миряне должны подавать монахам – это их обязан-ность и добродетель. Монахи, в свою очередь, учат их морали, ведут душеспасительные беседы, но они не вправе исповедовать или отпус-кать грехи. Если в одних направлениях буддизма, например в Тхера-ваде, сангха играет определяющую роль, то в других, особенно в буд-дизме Махаяны, большее значение имеют монастыри-университеты. Впрочем, последние в широком смысле также являются сангхами.
Вместе с тем, буддийская община – вполне конкретное объе-динение монахов или монахинь, принадлежащих к какой-либо школе, направлению буддизма или монастырю. Монахи, как правило, не яв-ляются священнослужителями, они проходят обучение в монастыре, изучают священные тексты, занимаются медитацией. Членом общи-ны может стать каждый, независимо от пола (хотя женских монаше-ских общин значительно меньше, чем мужских), национальности, цвета кожи, социального положения. Обряд посвящения в монахи несложен, во многих странах он связан с повторением трехчленной формулы: «Я прибегаю к Будде, я прибегаю к Дхарме, я прибегаю к Сангхе». В тибетском буддизме эта формула дополняется еще одним членом: «Я прибегаю к Ламе (Высшему)», которым является наставник – учитель послушника. Как правило, монахи должны соблюдать огромное число правил, изложенных в текстах Виная-питаки. Наибо-лее строго эти правила соблюдаются в общинах Тхеравады. В странах распространения Тхеравады монахи должны были жить исключи-тельно милостыней, для них не допускалось участие в социальной и политической жизни.
В настоящее время в связи с модернизацией буддизма многие из этих его положений претерпели значительные изменения. В неко-торых школах Махаяны буддийские монахи, напротив, должны были принимать самое активное участие в сельскохозяйственных работах, часто занимались торговлей и т. д. Если для значительной части мо-нахов считается обязательным вегетарианство, то в регионах распро-странения тибетского буддизма, согласно существующим там тра-дициям, монахи могут употреблять в пищу мясные продукты. Внутри монашеской общины существует как «духовная» иерархия (по степе-ни накопления добродетелей, уровню освоения практики медитации, 25 образованности монаха), так и различные должностные ранги (на-стоятель монастыря или храма, например). Отношения между мона-хами (старшими и младшими по возрасту, учителем и учеником, на-стоятелем и рядовым членом общины и т. д.) ритуализированы и рег-ламентированы особыми правилами поведения.
Подобные же ритуализация и регламентация характерны для взаимоотношений между монахами и простыми верующими – будди-стами. В то же время в странах распространения буддизма Тхеравады существует достаточно резкое разграничение между монахами и ми-рянами – буддистами. В обязанность последних входит содержание монахов. В буддизме Махаяны, который постулирует возможность спасения всех людей, независимо от того, являются они монахами или нет, теоретически такого резкого различия не существует, но на практике монахи, безусловно, пользуются большим уважением и по-читанием у мирян.
В буддизме тибетского толка ламы подразделяются по степе-ни посвящения на ряд категорий: низшие (бандн) дают всего 5 обетов, гецул – 36 обетов (при 5-7 годах учебы), высшая категория – гелунги (253 обета).
Высшее буддийское образование монахи проходят в фило-софских школах при монастырях (например, в монастырях Брайбун, Галдан, Сэра давали высшую степень – лхарамбы (доктор филосо-фии)). В иерархии тибетского буддизма к самой высшей категории относится Далай-лама («Океан-учитель»), который является духов-ным руководителем всех последователей буддизма тибетского толка (в Тибете, Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве).
Монастыри (первоначально – место отдыха монахов во время сезона дождей – вихара) представляют собой сложные комплексы с храмом, ступами (своеобразными пирамидами – местами захоронения святых или священных предметов), постройками для проживания мо-нахов, столовыми, философскими школами, иногда – со специальны-ми залами для занятия медитацией и др.
Наиболее часто среди объектов почитания и предметов культа в храмах встречаются изображения будд и бодхисаттв, мандала, ма-гическая диаграмма, используемая в практике созерцания, одновре-менно являющаяся философской концепцией Вселенной в буддизме, сакральные предметы – ваджра (перехваченный посередине пучок молний с загнутыми концами) – один из главных символов буддизма, олицетворяющий мужское начало Вселенной, активность, сострада-ние, который часто выступает в паре с колокольчиком, символизи-рующим женское начало, мудрость, пассивность и др.

Зеленков М.Ю
Разместил: rat Дата: 28.03.2009 Прочитано: 12110
0
Распечатать

Дополнительно по данной категории

28.03.2009 - Происхождение и распространение
28.03.2009 - Основные источники вероучения буддизма
28.03.2009 - Основное содержание буддийского вероучения и культа
28.03.2009 - Буддийские обряды и праздники
28.03.2009 - Течения в буддизме

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы