Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Как вы оцениваете свои философские знания?

Общие знания
Профессиональный философ
Кухонный философ
Ничего не знаю, первый раз тут


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 917
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Французское просвещение. Проблема фатализма

Философия французского просвещения

Существенную функцию в системе взглядов французских материалистов-просветителей исполняло их учение о фатализме, глубоко метафизическое, но остро поставившее важные философские вопросы. У многих современников понятия «фатализм» и «французская философия» совпадали. Что же такое фатализм?

Наиболее определенное содержание было вложено в это понятие Гольбахом, который подробно охарактеризовал его в «Системе природы», главном произведении французского материализма. В состав понятия «фатализм» он включал следующие составные элементы: (1) безысключительная каузальная обусловленность всех событий, процессов и вещей; (2) линейная связь следствия со своей причиной, так что при наличии причины и условий ее действия данное следствие возникает строго необходимо и однозначно; (3) тождественность тезисов «все в мире каузально обусловлено» и «все в мире происходит необходимо»; (4) совпадение положений «все в мире происходит необходимо» и «все в мире заранее предопределено связями природы»; (5) вытекающий отсюда вывод, что все происходит неукоснительно и неизбежно, и люди не в состоянии изменить по своей прихоти «незыблемый порядок» вещей.

Элементы понятия фатализма у французских материалистов XVIII в. необходимо подробно разъяснить и прокомментировать. Это целесообразно сделать путем рассмотрения смысла понятий «необходимость», а прежде всего — «случайность», потому что именно в последнем ключ к выяснению специфики взглядов Гольбаха и Гельвеция на фатализм. При поверхностном же ознакомлении с сочинениями просветителей возникает впечатление хаоса и внутренней несвязности и противоречивости их воззрений,— на одних страницах их книг случайность отрицается, на других утверждается как всеобщая характеристика процессов бытия. Тщательный анализ устраняет это ошибочное впечатление.

В истории философии высказывались различные взгляды на содержание понятия «случайность». Демокрит, например, понимал под случайным то, что извне вторгается в целенаправленные действия человека. Стоик Хризипп считал, что случайное есть продукт действия неизвестных нам причин. Платон и Лактанций относили к числу случайных событий все то, что выходило, по их мнению, за пределы телеологически предначертанного богом. Случайное, учил Аристотель, то, что происходит из внешних причин, а не 1из внутренней сущности (формы) данной вещи. Концепция Гольбаха и Гельвеция возникла не без учета уроков истории философии, но была целостной и оригинальной.

Французские материалисты XVIII в. отрицали случайность в смысле беспричинности. Поэтому в «Системе природы» Гольбаха мы встречаем категорические формулировки: «ничто не происходит по воле случая», «ничего случайного не бывает». Но, с другой стороны, эти философы допускали употребление термина «случай» для обозначения того, причины чего нам неизвестны, хотя они, вне всякого сомнения, существуют. Мы не знаем этих причин потому, что не предпринимали усилий их познать, но познали бы их, если бы эти необходимые усилия приложили. Можно сказать поэтому, что случайности в этом смысле всегда появляются неожиданно, и неожиданности не было бы, если бы мы не проявили лености и выяснили неизвестные нам до этого причины. Поскольку выяснение искомых причин возможно, данное, второе, значение термина «случайность» не принципиально важно.

В-третьих, французские просветители-материалисты оперировали «случайностью» как обозначением результатов действия «мелких», т. е. самих по себе незначительных, причин. Эти философы сосредоточили свое внимание на анализе характера причин событий; между тем исследование характера следствий не менее, если не более важно,—ведь именно оно позволило бы разграничить между собой существенные и не существенные следствия-события, а от этого разграничения метафизически мыслящие философы XVIII в. ушли в сторону.

Разместил: rat Дата: 24.03.2009 Прочитано: 13493
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

1 2 >>

Дополнительно по данной категории

24.03.2009 - Просвещение во Франции и его особенности
24.03.2009 - Периодизация французского Просвещения
24.03.2009 - Французское просвещение. Просветительский «рационализм»
24.03.2009 - Французская литература XVIII века и ее основные направления.
24.03.2009 - Французское просвещение. Метод и «природа человека»

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы