Одним из основополагающих догматов кальвинизма является учение об “абсолютном предопределении”: еще до “сотворения мира” бог предопределил судьбы людей, одним уготован рай, другим – ад, и никакие усилия людей, никакие добрые дела не могут изменить то, что предначертано всевышним. С самого начала кальвинизму были свойственны мелочная регламентация личной и общественной
63 жизни верующих, нетерпимость ко всякому проявлению инакомыс-лия, пресекаемого самыми жесткими мерами. В 1538 г. кальвинист-ские правила жизни были возведены в ранг закона, запрещающего роскошь, увеселения, игры, пение, музыку и т.д. С 1541 г. Кальвин становится духовным и светским диктатором Женевы. Недаром Же-неву тогда называли “протестантским Римом”, а Кальвина “женев-ским папой”.
Кальвинизм радикально реформировал христианский культ и церковную организацию. Почти все внешние атрибуты католического культа (иконы, облечения, свечи и т.д.) были отброшены. Основное место в богослужении заняли чтение и комментирование Библии, пе-ние псалмов. Церковная иерархия была ликвидирована. Руководящую роль в кальвинистских общинах стали играть старшины (пресвитеры) и проповедники. Пресвитеры и проповедники составляли консисто-рию, которая ведала религиозной жизнью общины. Догматические вопросы входили в ведение особых собраний проповедников – кон-грегаций, превратившихся впоследствии в местные и общенацио-нальные съезды представителей общин.
В кальвинистско-реформаторской форме протестантизм ут-вердился в Англии. В отличие от других стран, где Реформация нача-лась с народного движения, в Англии ее инициатором была королев-ская власть.
Генрих VIII в 1532 г. прекращает выплаты римской церкви. В 1533 г. король издает закон о независимости Англии от папы в цер-ковных делах. Верховенство папы в английской церкви перешло к королю. Узаконил этот переход власти в 1534 г. английский парла-мент, который объявил главой английской церкви Генриха VIII. В Англии были закрыты все монастыри, а их имущество конфисковано в пользу королевской власти. Но при этом было объявлено о сохране-нии католических догматов и обрядов. В этом кроется другая особен-ность реформаторского движения в Англии – ее половинчатость, что проявлялось в лавировании между католицизмом и протестантизмом.
Протестантская церковь в Англии, полностью подчинённая королю, называлась англиканской. В 1571 г. парламентом был принят англиканский “Символ Веры”, в котором подтверждалось, что король имеет верховную власть в церкви, хотя он не имеет права проповедо-вать слово божье и совершать таинства. Англиканская церковь при-
Христианство 64 няла протестантские догматы об оправдании верой и о “Священном Писании” как единственном источнике веры. Она отвергала учение католицизма об индульгенциях, о почитании икон и мощей. В то же время признавался, хотя и с оговорками, католический догмат о спа-сающей силе церкви. Были сохранены литургия и ряд других харак-терных для католицизма обрядов, остался неприкосновенным епи-скопат.
Англиканская церковь в результате длительной борьбы с ка-толицизмом окончательно утвердилась в 1562 г. при королеве Елиза-вете I, во времена правления которой появилось немало сторонников очищения англиканской церкви от остатков католичества – их назы-вали пуританами (лат. пурус – “чистый”). Самые решительные из пу-ритан требовали создания независимых общин. Елизавета преследо-вала пуритан столь же свирепо, как и католиков. Англиканская цер-ковь является в настоящее время государственной религией в Англии. Всего в мире насчитывается более 30 млн. верующих-англичан. Гла-вой церкви является английская королева. Епископов через премьер-министра назначает королева. Первым священнослужителем является архиепископ Кентерберийский. Внешняя обрядовая сторона католи-цизма в англиканской церкви почти не изменилась. Главное место в богослужении сохранилось за литургией, которая отличается слож-ной обрядностью и торжественностью.
Католическая церковь оказывала посильное сопротивление протестантизму и Реформации. Вначале Контрреформация выража-лась в отдельных, плохо согласованных между собой попытках про-тивостояния протестантизму. Реформация застала римско-католическую церковь врасплох. Несмотря на ряд провозглашенных реформ, католицизм не смог пойти на радикальные перемены.
Однако с начала 40-х годов XVI в. в католицизме возобладала идея отказа от любых уступок и послаблений всем новым течениям в римской церкви. Для того чтобы ликвидировать Реформацию, като-лическая церковь была вынуждена изменить свою внутреннюю структуру, систему власти и управления. В системе средств проведе-ния Контрреформации особую роль играли новые религиозные орде-на, инквизиция, книжная цензура, деятельность и постановления Тридентского собора.
65 Главную роль по охране католицизма взяли на себя инквизи-ция и книжная цензура. Созданная в XIII в. инквизиция (лат. – “рас-следование”) в 1541 г. была реорганизована. В Риме был создан вер-ховный инквизиционный трибунал с неограниченной властью, рас-пространяющий свое влияние на все католические страны. Основате-лем и первым руководителем новой инквизиции стал кардинал Ка-раффа. Но не все страны согласились принять новую инквизицию. Во Франции, Венеции и Флоренции она действовала под контролем светских властей.
|