Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Мудрость - это

Интеллект
Эрудиция
Созидательный жизненный опыт
Творческое мышление


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1171
Комментарии: 1

Философы

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

ДЮРКГЕЙМ Эмиль (Durkheim, Emile) (1858–1917)



Философские и социологические взгляды Дюркгейма.


Свои философские воззрения Дюркгейм изложил в произведениях: «Самоубийство», «Социология и теория познания», «О разделении общественного труда», «Метод социологии», «Элементарные формы религиозной жизни» и др.
Предмет философии, по Дюркгейму, - «трансцендентная», недоступная опыту природа фактов реальной жизни. Поэтому философия стоит «по ту сторону» научного исследования и должна быть полностью отделена от положительной науки, которая занята установлением причинных зависимостей между фактами. При этом как факты, так и их зависимости специфичны для каждой науки.
Методология Дюркгейма - образец западно-европейского объективизма.
Дюркгейм отказался от специфического для западно-европейского обществоведения метода «робинзонады» и заменил его принципом соотношения индивида и общества как части и целого. Составляющие предмет социологии социальные факты несводимы, по Дюркгейму, к свойствам личности: «Группа думает, чувствует, действует совсем иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были бы разъединены» (Метод социологии. - К.-X., 1899. - С. 91). В идее самостоятельности целого по отношению к частям Дюркгейм усматривал общий принцип взаимосвязи высших явлений с составляющими их элементами.
Среди признаков, определяющих жизнедеятельность людей, Дюркгейм выделил группу явлений, которые действуют как принудительные внешние нормы, организующие поведение индивида. Таковы моральные и юридические нормы, типы обществ, связей (семейные, племенные, государственные и т. п.). По Дюркгейму, эти конституирующие общество связи есть результат интеграции способностей индивидов, их верований, чувств, сознания. «В силу этого принципа общество представляет не простую сумму индивидов, но систему, образовавшуюся от ассоциации их и представляющую реальность в собственном смысле, наделенную особыми свойствами» (там же. - С. 90). Т. о., социология Дюркгейма идеалистическая, т. к. понятие обществ, бытия для нее равнозначно понятию общественного, коллективного сознания.
Сознание индивида характеризуется, по Дюркгейму, фактами двоякого рода: эмпирическим опытом (ощущения, представления, являющиеся видимостями, иллюзиями) и категориями (логические понятия, выражающие наиболее общие отношения между вещами и не подверженные субъективной изменчивости).
Эмпирические знания, по Дюркгейму, возникают в уме под действием объекта и объясняются психической природой индивида как субъекта. Индивидуальная практика не нуждается в категориях: «Чтобы отличать вещи, к которым нам полезно стремиться, от тех, которых нам следует избегать, нет надобности связывать причины и следствия логическими узами» (Социология и теория познания //Новые идеи в социологии. – СПб, 1914. - № 2 - С. 61). Логические категории - надиндивидуальны и являются продуктом общества, коллективными представлениями.
В этом тезисе - ядро идеалистической социологии Дюркгейма. В развитии общественного сознания Дюркгейм усматривает главное содержание исторического процесса: «Коллективные представления - продукт обширной, почти необъятной кооперации, которая развивается не только в пространстве, но и во времени... В них как бы сконцентрировалась весьма своеобразная умственная жизнь, бесконечно более богатая и более сложная, чем умственная жизнь индивида» (там же - С. 38-39).Коллективные представления в качестве обществ, продукта обладают, по Дюркгейму, принудит, силой для индивида. В этом Дюркгейм ошибочно усматривал источник их истинности: «Понятие, которое вначале считалось за истинное, потому что оно было коллективным, постепенно делалось коллективным лишь под условием признания его истинным» (там же - С. 53). Соответствие понятий объекту и их общезначимость производны по отношению к этим признакам. Согласно Дюркгейму, весь процесс познания изначально социологизирован, причем только через коллективные представления сознанию дано и объективное содержание категорий, включая категории пространства, времени, причинности и т. д. «Так как вселенная существует лишь постольку, поскольку она мыслится, и так как в своей целостности она мыслится только обществом, то она и становится элементом его внутренней жизни, а само общество становится родовым понятием, вне которого не существует ничего» (там же - С. 59). С этой идеалистической точки зрения любое общество основывается на системе общезначимых коллективных представлений. Поэтому, по Дюркгейму, мораль, религия и наука происходят из одного источника - из стремления к общезначимости своих положений. Исходя из этого, Дюркгейм и его последователи (Леви-Брюль, Юбер, Мосс и др.) видели в первобытной религии систему представлений, обусловленную характером общественной солидарности данного коллектива.


Разместил: Философ Дата: 02.08.2009 Прочитано: 18373
0
Распечатать

Всего 1 на 7 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 7 >>

Дополнительно по данной категории

02.08.2009 - ДЮФРЕН (Dufrenne) Микель (р. 1910)
02.08.2009 - ДЮЭМ, Дюгем (Duhem) Пьер (10 июня 1861, Париж-14сентября 1916, Кабреснан)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы