По Дюркгейму, человек есть существо двойственное. В нем - два существа:
- существо индивидуальное, имеющее свои корни в организме, что ограничивает деятельность
- существо социальное, которое является в нем представителем наивысшей реальности интеллектуального и морального порядка — общества.
Без общества, по Дюркгейму, не было бы ни религии, ни морали, ни политики, ни экономических учреждений. Согласно принципу "социологизма", Дюркгейм требовал объяснять "социальное социальным", что вело к недооценке других факторов в жизни общества.
Вторым теоретико-методологическим принципом учения Дюркгейма является "социальная сплоченность". Она играет определяющую роль в его учении о разделении труда, об изменении форм религии, политической власти, экономической организации общества. По мере роста степени социальной сплоченности в обществе происходит социальный прогресс. Согласно его взглядам, разделение труда осуществляется как природный процесс, но ему предшествует консенсус всех участников.
Различаются два его варианта:
1) механический
2) органический.
Механическая солидарность доминировала в архаическом обществе. В нем люди обладают социальным равенством, против отклоняющегося поведения применяются крайне строгие санкции, а индивиды не имеют возможностей для развития своих способностей.
Органическая солидарность характерна для современного общества. Здесь обмен человеческой деятельностью, ее продуктами предполагает зависимость членов общества друг от друга. Поскольку каждый из них несовершенен в отдельности, функцией общественного разделения труда является интегрирование индивидов, обеспечение единства социального организма, формирования чувства солидарности.
Последнюю Дюркгейм рассматривает как высший моральный принцип, высшую универсальную ценность. В современных условиях для развития солидарности, по Дюркгейму, необходимо создавать профессиональные корпорации. Они должны выполнять широкий круг общественных функций, от производственных до культурных и моральных, вырабатывая и внедряя в жизнь новые нормы, регулирующие отношения между трудом и капиталом, способствующие развитию личности и преодолению кризиса в обществе.
|