Весьма существенное значение в развитии общества Дюркгейм придавал религии. Во всех его книгах проводится идея, что религия - естественный продукт развития общества. Проследив историю развития религии, начиная от австралийской тотемической культуры и заканчивая буржуазной культурой, Дюркгейм убедительно доказал, что "реальный" и "подлинный" объект всех религиозных культов - общество, а главные социальные функции религии - воссоздание сплоченности и выдвижение идеалов, стимулирующих общественное развитие.
Дюркгейм подчеркивал значение религии в сохранении нравственных ценностей, в воспитании человека, в утверждении "позитивной солидарности", "гуманного права". В силу этого он доказывал необходимость религии в обществе, но не "божественной", а "социальной".
Наибольшую популярность во всем мире принесла Дюркгейму его книга "Самоубийство". Отвергая существовавшие концепции об исключительно психологической основе самоубийства, Дюркгейм доказал, что причиной его является социальная жизнь, ее ценностно-нормативный характер, определенная интенсивность социальных связей.
Он выделил три типа самоубийства:
1) эгоистическое самоубийство, представляющее собой протест индивида против нормативов, условий жизни, созданных семьей, социальной группой;
2) альтруистическое самоубийство, вызываемое существующими нормами необходимости приношения себя в жертву кому-то (самосожжение жены после смерти мужа, самопожертвование солдата "во имя Родины", самоубийство родителей, чтобы облегчить жизнь детей и т.п.);
3) аномическое самоубийство, представляющее собой протест против существующих общественных порядков (тирании, фашизма и т.п.).
Опираясь на огромный фактический материал, Дюркгейм доказал, что процент самоубийств летом выше, чем зимой; в городах выше, чем на селе; среди протестантов больше, чем у католиков; среди одиноких или разведенных больше, чем у семейных. Теоретические разработки, методика исследования самоубийства, разработанные Дюркгеймом, используются и ныне социологами, изучающими эти проблемы.
Созданная Дюркгеймом социальная философия и социологическая теория покоятся на всесторонне разработанном категориальном аппарате. В его книгах были разработаны важнейшие категории: "время", "пространство", "структура", "функция", "общественные классы", "историческая мысль", "общественные противоречия", "коллективные представления" и др.
Дюркгейм полагал, что поскольку категории являются концептами, то не трудно понять, что они должны быть результатом коллективной работы общества. "Истинно-человеческая мысль, - писал Дюркгейм, - не есть нечто, первоначально данное; она продукт истории; это — идеальный предел, к которому мы все более и более приближаемся, но которого мы, вероятно, никогда не достигнем".
Подчеркивая субъективную сторону категорий, их историчность, Дюркгейм не отрицал их объективное содержание. "Из того, что идеи времени, пространства, рода, причинности построены из социальных элементов, не следует, что они лишены всякой объективной ценности".
Дюркгейм оставил не только великое литературное наследство, оригинальную социологическую теорию, но и большую социологическую школу. Основанная им школа, группировавшаяся вокруг издаваемого им журнала, успешно развивала и пропагандировала идеи Дюркгейма даже во время Первой и Второй мировых войн. Каждый из учеников Дюркгейма (С. Бугле, Ж. Дави, Мосс, П. Фоконне, М. Хальбвакс и др.) создавал свое направление в социологии, но на теоретическом фундаменте Дюркгейма. Они и их ученики успешно защищали и защищают сейчас социологическую теорию Дюркгейма от нападок со стороны феноменологов, марксистов, экзистенциалистов.
Источники:
Туровский М. Дюркгейм [Текст] / М. Туровский // Философская энциклопедия: в 5 т. Т.2. / Ин-т философии Академии наук СССР; научный совет: А. П. Александров [и др.]. – М.: Советская энциклопедия, 1962. – С. 499-100;
Осипова Е. В. Дюркгейм [Текст] / Е. В. Осипова // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т.1. / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ. - науч. фонд ; науч.-ред. совет.: В. С. Степин [и др.]. – М.: Мысль, 2000. – С. 720-721;
Дюркгейм [Текст] / В. С. Ермаков // Справочник по истории философии: хронологический, персонифицированный [Текст] / В. С. Ермаков. – СПб.: Союз, 2003. –
С. 217;
Дюркгейм [Текст] // Философский словарь: основан Г. Шмидтом /пер. с нем.; под ред. Г. Шишкоффа, общ. ред. В. А. Малинина. – 22-е, новое, переработ. изд. – М: Республика, 2003. – С. 150;
Давидюк Г. П. Дюркгейм [Текст] / Г. П. Давидюк// Новейший философский словарь – Мн.: Книжный дом, 2003. – С. 349-350. – (Мир энциклопедий);
|