Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Философия - это наука?

Да
Больше, чем наука
Служанка богословия


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 829
Комментарии: 2
Спонсоры

Философы

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

ДЮРКГЕЙМ Эмиль (Durkheim, Emile) (1858–1917)



Степень общественной солидарности рассматривалась Дюркгейма как основной критерий исторического прогресса. Дюркгейм различал 2 типа солидарности общества: высший и низший. Низший тип солидарности это - механическая солидарность. Высший тип - органическая солидарность, которая «...возможна только, если всякий имеет собственную сферу действия, т. е. личность» (О разделении общественного труда... - О., 1900. С. 103). В таком обществе «...индивидуальность целого возрастает вместе с индивидуальностью частей» (там же. - С. 104). Современное общество развивается, согласно Дюркгейму, по второму типу путем совершенствования системы разделения труда. Антагонизм труда и капитала, классовая борьба являются, по Дюркгейму, следствием того, что индивид не находится в гармонии со своей функцией, которая ему навязана силой.
Классовая борьба обусловлена не разделением труда, а способом его регламентации. Она оказывается, по Дюркгейму, нарушением согласия между способностями индивидов и предназначенными им родами действия, следствием принуждения. Исходя из такого идеалистического понимания классовой борьбы, Дюркгейм считает ее не объективным законом, но свидетельством негодной моральной организации общества, ненормальностью, устранимой упорядочением социальных отношений. Изживание противоречий капитализма, по Дюркгейму, должно происходить путем установления разделения труда «...в силу чисто внутренней самопроизвольности, когда ничто не стесняет индивидуальной инициативы... Единственная определяющая тогда способ разделения труда причина — это различие способностей... Таким образом сама собой осуществляется гармония между способностями каждого индивида и его положением» (там же. – С. 301 - 302). Вместе с тем Дюркгейм дает своеобразную критику западно-европейского общества. Рассматривая проблему соотношения личности и общества, Дюркгейм утверждает, что человек— двойственное существо: «...Это значит, что к человеку физическому присоединяется человек социальный, а последний неизбежно предполагает существование общества, выражением которого он является и которому он предназначен служить» (Самоубийство. - СПБ, 1912. - С. 272). Поведение личности целиком определяется степенью сплоченности общества. Поэтому, если общество находится в состоянии кризиса, то для личности утрачивается значимость социальных регламентации. Отсюда - безудержность желаний и страстей. Такое состояние общества Дюркгейм называет аномией; в нем, по Дюркгейму, находится современное ему западно-европейское общество. «В промышленном мире кризис и состояние аномии суть явления не только постоянные, но, можно даже сказать, нормальные» (там же, с. 341).


Разместил: Философ Дата: 02.08.2009 Прочитано: 8107
0
Распечатать

Всего 1 на 7 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 7 >>

Дополнительно по данной категории

02.08.2009 - ДЮФРЕН (Dufrenne) Микель (р. 1910)
02.08.2009 - ДЮЭМ, Дюгем (Duhem) Пьер (10 июня 1861, Париж-14сентября 1916, Кабреснан)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

философский камень
Полезное
Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы