Продолжая традиции Конта, Дюркгейм испытал также влияние Монтескье, Руссо, Канта, Спенсера. Соглашаясь с Контом о месте социологии в системе наук, доказывая возможность появления социологии только в 19 в., когда люди осознали, что необходимо стремиться самим управлять социальной жизнью, Дюркгейм отстаивал специфичность объекта социологии - социальной реальности, ее несводимость к биопсихической природе индивидов, определил предмет социологии как социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему "принудительной силой".
Дюркгейм, являясь главным теоретиком позитивистски ориентированной социологии, разработал теории "социального факта", "социального познания", "социальной сплоченности", "функционального анализа", "разделения труда", "самоубийства", "социологии религии" и др.
Проблема социального факта прошла красной нитью через все его работы, являясь цементирующим звеном всего круга его идей. По Дюркгейму, основу социальной жизни составляют социальные факты, не сводимые ни к экономическим, ни к психологическим, ни к физическим факторам действительности и обладающие рядом самостоятельных характеристик. Их главные признаки - объективное, независимое от индивида существование и способность оказывать на индивида давление — "принудительная сила".
Дюркгейм подразделял социальные факты на:
а) морфологические, составляющие "материальный субстрат" общества (физическая и моральная плотность населения, под которой Д. подразумевал частоту контактов или интенсивность общения между индивидами; наличие путей сообщения; характер поселений и т.п.)
б) духовные, нематериальные факты ("коллективные представления", составляющие в совокупности коллективное или общее сознание). Дюркгейм исследовал главным образом роль коллективного сознания, его различные формы (религию, мораль, право), придавая ему решающее значение в развитии общества. Теоретико-методологическую основу всей концепции Дюркгейма составляет социологизм (одна из разновидностей социального реализма). Опираясь на этот принцип, Дюркгейм наделял общество чертами физического и морального превосходства над индивидом.
|