Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
В чeм смысл жизни?

В ощущениях
В слиянии с Божественным
В Познании
В служении обществу
Смысл жизни-спекуляция разума


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1006
Комментарии: 1

Философы

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

ФЕДОТОВ Георгий Петрович (псевдоним Е. Богданов) [1(13) октября 1886, Саратов—1 сентября 1951, США]



Согласно Федотову, ничто в человеческой истории не может быть истолковано как проявление божественной воли. История и культура остаются по своему содержанию чел., но несущими на себе отсвет божественных духовных энергий, к-рые способствуют преодолению человеком инерции материально-социальных ист. процессов.

Церковь, по Федотову, не благословляет никакой политики, а слияние церкви и гос-ва (теократия) губительно не только для судьбы свободы, но и для нравственных устоев христианства (Моск. царство).

Различение религиозного содержания в феноменах духовной жизни и их ист. выражения приводило Федотова к выводам о необходимости крит. метода исследования в рамках православной церк.- ист. науки, в более широком смысле крит. переосмысления опыта христ. истории церкви в целом. Отказываясь от рационалистически-прогрессистской и позитивно-социол. модели исторческого процесса, Федотов настаивает на его интерпретации в духе романтизма как трагического действия, в центре которого борьба святости и греха, необходимости и свободы, проблема нравственной ответственности личности (также нации-личности) за свой ист. выбор.

Для христианской историософии критерий ист. прогресса, согласно Федотову, невыводим из самой истории, и "последние основания ист. суда лежат над историей и не меряются мерой ист. успеха". Тем не менее, по утверждению Ф., иногда нравств. оценка получает подтверждение и в ходе самой истории. Следствием безнравств. политики становятся ист. поражения и катастрофы (напр., опричнина Грозного стала причиной Смутного времени), тогда "погружение в историю дает нравств. очищение, подобное действию трагедии" (Св. Филипп Митрополит Моск., 1928).

Нравств. оценка истории, доходящая иногда до ригоризма, проблематика цены прогресса, жертв истории превалирует в рассуждениях Федотова, что сближает его трагическую историософию с гуманист, традицией рус. религ.-филос. мысли XIX в.

Историософская концепция Федотова предполагает также отказ от логико-дедуктивной методологии исследования, рассматривающей ист. процесс как последовательную смену взаимосвязанных стадий, направленный к рационально-вычисляемой конечной цели, и выдвижение эстетико-индивидуализирующего метода, сохраняющего за историей ее самостоятельное уникальное значение в каждый момент ист. движения. Отсюда, с одной стороны, исключительное внимание Федотова к индивидуально-неповторимому в истории, в к-ром однако репрезентируются определенные общ. духовные направления и тенденции, с др. - преобладание интуиции, синтеза в ист. познании, к-рое выражается, в частности, в обилии символико-метафор. языковых средств описания, характерном для эссеистики Федотова.

Культура трактуется Федотовым как относительно автономное "царство идеальных ценностей", поставленное между Богом и природой.

Заимствованная у Н. Федорова идея условности апокалиптических пророчеств и сотворчества Бога и человека в приближении Царства Божьего разворачивается у Федотова как концепция оправдания культурного и социального творчества перед лицом эсхатологии и оформляется в нетрадиционную для православия формулу о воскрешении культуры "подобно истлевшему телу, во славе" (Эсхатология и культура // Новый град: Сб. ст. Нью-Йорк, 1952, с. 330). Различенные Ницше аполлоновское и дионисийское начала в культуре Ф. интерпретирует как христ. имена Логоса (олицетворяющего порядок, форму, стройность, гармонию) и Духа (знаменующего вдохновение, творческий порыв, воображение, интуицию).

Разместил: Filosof Дата: 10.10.2009 Прочитано: 32206
0
Распечатать

Всего 1 на 8 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 7 8 >>

Дополнительно по данной категории

30.10.2009 - ФРОММ (Fromm) Эрих (23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне — 18 марта 1980, Локарно)
27.10.2009 - ФРЭЗЕР (Frazer), Фрейзер Джеймс Джордж (1 января 1854, Глазго — 7 мая 1941, Кембридж)
27.10.2009 - ФУКО (Foucault) Мишель Поль (15 октября 1926, Пуатье — 25 июня 1984, Париж)
27.10.2009 - ФУРЬЕ (Fourier) Франсуа Мари Шарль (7 апреля 1772, Безансон — 10 октября 1837, Париж)
27.10.2009 - ФЭН ЮЛАНЬ (Фэн Чжишэн) (4 декабря 1895, Танхэ, провинция Хэнань — 26 ноября 1990, Пекин)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы