Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Как вы оцениваете свои философские знания?

Общие знания
Профессиональный философ
Кухонный философ
Ничего не знаю, первый раз тут


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 358
Комментарии: 0
Спонсоры

Философы

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович [5 (17) сентября 1857, с. Ижевское — 19 сентября 1935, Калуга]

Русский ученый, изобретатель, основоположник космонавтики, представитель русского космизма.

titleРодился 17 (29) сентября 1857 в селе Ижевское под Рязанью. С 1869 по 1873 обучался в гимназии, затем из-за сильной потери слуха (после перенесенной скарлатины) занимался самообразованием. В 1879/80 экстерном сдал экзамены на звание учителя уездных училищ. С 1880 преподавал физику и математику в Боровском уездном училище Калужской губернии, с 1892 в гимназии и епархиальном училище в Калуге, где проработал до выхода на пенсию в 1920/21.
В начале XX в. Циолковский первым понял преимущества и уникальные возможности реактивного способа передвижения в космическом пространстве и посвятил большую часть своей жизни разработке теории космоплавания. Долгое время его работы не получали признания, и лишь после появления в 1923 в Германии статьи Г.Оберта по теории космического полета, в СССР начали популяризировать исследования ученого.
В конце 20-х гг. Циолковский приобретает мировую известность и становится признанным главой нового научного направления - ракетодинамики и астронавтики.
В 1924 Циолковский был избран почетным профессором Академии воздушного флота им. А.Е.Жуковского. Был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Умер ученый в Калуге 19 сентября 1935.
Научные интересы Циолковского охватывали множество проблем. Наибольшее значение помимо космонавтики имеют его исследования по аэродинамике, ракетодинамике, теории самолета и дирижабля, космической медицине, социологии и футурологии.
Циолковский проводил свои исследования в своего рода интеллектуальном вакууме, хотя его и поддерживали некоторые крупные ученые (одна из его работ получила благоприятный отзыв И.М.Сеченова). Первые работы посвящены разработке конструкций цельнометаллического управляемого дирижабля, обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке. В 1897 Циолковский построил первую в России аэродинамическую трубу и провел испытания простейших моделей.
В 1890-х годах Циолковский начал заниматься исследованиями, связанными с использованием реактивного движения для создания межпланетных летательных аппаратов. В 1903 увидела свет его статья «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В ней и последовавших работах (1911 и 1914) ученый вывел широко известное теперь уравнение движения ракеты как тела с переменной массой, научно обосновал возможность применения ракет для межпланетных сообщений, реактивного принципа для полетов в мировом пространстве и возможность достижения космических скоростей, создал теорию прямолинейного движения ракет, предсказал явление невесомости, изложил основы теории жидкостных ракетных двигателей, рассмотрел и рекомендовал к использованию различные топлива (в качестве наиболее эффективного – смесь жидких кислорода и водорода). Высказал идею создания околоземных орбитальных станций как промежуточных баз для межпланетных полетов. В 1929 опубликовал работу «Космические ракетные поезда», в которой изложил теорию (математическую разработку) особого вида составных ракет – прообраза современных многоступенчатых ракет.
По своим мировоззренческим ориентирам Циолковский принадлежал к космизму. Испытывал влияние «философии общего дела» Федорова. В его творчестве нашли отражение своеобразные духовные реакции русской мысли на процессы рационализации и секуляризации европейской культуры, становление глобальной общности исторических задач человечества.
Ученый был автором ряда философских эссе, часть которых была издана им в Калуге на собственные средства. В этих сочинениях ученый развивал учение «атомистического панпсихизма» («монизма»), согласно которому космос представляет собой живое и одушевленное существо. Основа мира - «атомы-духи» как элементы метафизической субстанции. Это простейшие «существа», обладающие «чувствительностью». Именно «атомы-духи» - подлинные граждане Вселенной, тогда как человек, подобно всякому животному, - «союз» таких атомов, живущих «в согласии» друг с другом. Атомы образуют во Вселенной бесконечное разнообразие форм жизни, в том числе, человека (об этом шла речь в работах 1898–1914: Научные основания религии, Этика или Естественные основы нравственности, Нирвана и др).

Космическая философия Циолковского - собственный вариант натурфилософии - мировоззренческая система, включающая подробно разработанную метафизику и этику, тогда как проблемам теории познания в ней уделялось сравнительно мало внимания. В космической философии синтезированы разнообразные системы западной (Платон, Демокрит, Лейбниц, Бюхнер и др.) и восточной, преимущественно эзотерической, мысли, что обусловило ее глубокую антиномичность.
Разрабатывая идею «первопричины», или «причины» Вселенной, Циолковский приписывал ей свойства, обычно рассматриваемые как атрибуты Бога (теизм). Но божественность он приписывал и космосу (пантеизм).
Богами (различных рангов) Циолковский считал могущественных представителей космического разума - «президентов» планет, галактик, метагалактик («эфирных островов»).
Важнейшую роль в космической философии ученого, помимо монизма, играют также принципы бесконечности, эволюции и антропии. «Смысл» Вселенной Циолковский видел в стремлении материи к самоорганизации, возникновении высокоразвитых форм космического разума, способных к преобразованиям космоса с целью решения глобальных проблем. Для освоения космоса необходимо вмешательство в эволюцию вида homo sapiens, совершенствование биологической природы человека путем естественного и искусственного отбора, поэтому в позднем творчестве Циолковского центральное место занимает грандиозная планетарная и космическая утопия. В создании идеального общества Циолковский решающую роль отводил науке, ее новым, поистине фантастическим возможностям (социальному проектированию посвящены его работы: Горе и гений, 1916; Идеальный строй жизни, 1917; Общественный строй, 1917; Социология (фантазия), 1918; Приключения атома, 1918).
С разочарованием ученого в цивилизации и возможностях научного познания связаны его религиозно-мистические искания последнего периода жизни и опыт построения новой этической системы (Живая Вселенная, 1923; Воля Вселенной, 1928; Будущее земли и человечества, 1928; Научная этика, 1930; Космическая философия, 1935).

Разместил: filosof Дата: 11.11.2009 Прочитано: 10211
0
Распечатать

Всего 1 на 9 страницах по 1 на каждой странице

1 2 3 4 5 6 7 8 9 >>

Дополнительно по данной категории

14.11.2009 - ЦВИНГЛИ (Zwingli) Ульрих (1 января 1484, Вильдхауз, Швейцария — 11 октября 1531, близ г. Капелла)
14.11.2009 - ЦЕЛЛЕР (Zeller) Эдуард (22 января 1814, Клейнботвар — март 1908, Берлин)
14.11.2009 - ЦЕШКОВСКИЙ (Cieszkowski) Август (1814 — 1894)
11.11.2009 - ЦИЦЕРОН (Cicero) Марк Туллий (106-43 до н. э)
11.11.2009 - ЦЯПИНСКИЙ (Амельянович) Василий Николаевич (ок. 1540-1603?)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

философский камень
Полезное
Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы