Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Высшая ценность - это

Личные принципы
Бог, Высший разум
Сама жизнь
Другой вариант


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1004
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Характер философии Плотина



«Пусть боги ко мне приходят»


Однажды Порфирий попросил Плотина пойти с ним в храм, на что тот, усмехнувшись, ответил: «Пусть боги ко мне приходят, а не я к ним». «Но что хотел сказать этим Плотин, – пишет Порфирий, – это мне неведомо».

Мысль о том, что весь божественный мир находится внутри человека, вытекает из всей философии Плотина, об этом кричат его трактаты, и тогда ясно, что такому человеку незачем ходить в языческие храмы. Истинное богопознание есть прежде всего самопознание, и на путях самопознания, прежде всего, и нужно искать ключ к философии Плотина.

Связь с философией Платона


1. Верный платоник

Принадлежа своему времени, своей эпохе, Плотин, основатель неоплатонизма, казалось бы, также не создавал своей собственной школы. Сам он ощущал себя платоником – истолкователем учения Платона. По мнению русского исследователя А. Ф. Лосева, «Плотин, безусловно, воспроизводит всю философско-эстетическую систему Платона и в основном и в деталях. Расхождения незначительны и едва ли стоят упоминания и тем более анализа. Вместе с тем бросается в глаза специфическая рефлектированность платонизма у Плотина, которая проявляется и в тонкостях анализа, и в синтезировании отдельных высказываний Платона в одно целое, и, главное, в каком-то особого рода воодушевлении, восторженности и такой рефлексии, которая часто доходит до живейшей заинтересованности в предмете и почти до экзальтации как в переносном, так и в буквальном смысле. Это не платонизм классики, но платонизм экзальтированно-рефлективный решительно во всех философско-эстетических проблемах».

Хотя в своих трактатах он иногда и позволял себе поспорить с Платоном, но эта фраза, – он сказал, встречается у Плотина часто. Плотин неизменно следовал Платону:

1) в учении о бессмертии души,

2) о нисхождении её с неба на землю и обратном уходе на небо,

3) об укорененности всех индивидуальных душ в единой Мировой Душе,

4) о знании как припоминании.

5) Плотин критиковал пифагорейское учение о "душе" как о гармонии тела,

6) отвергал концепцию аристотелевской энтелехии

7) и отвергал натуралистическое учение стоицизма о пневме. Материя для Плотина (в точном соответствии с Платоном) – только "восприемница" вечных идей, эйдосов; она лишена качества, количества, массы и т. п., представляет собой в чистом виде лишь субстрат изменений, бесконечную неопределённость, несущее.

8) Времени как становлению предшествует нестановящаяся Вечность,

9) однако в сравнении с чистым эйдосом эта Вечность также есть вечное становление – живая вечность или вечная жизнь.

10) Время не есть ни движение, ни число или мера движения, ни другие его атрибуты. Время есть инобытие вечности, её подвижный образ или вечная энергия Мировой Души.
2. Оригинальные стороны платонизма Плотина

Платонизм Плотина имел, однако, оригинальные стороны. Он обогатился взглядами Аристотеля, стоиков, скептиков, эпикурейцев, пифагорейцев – и притом так, что при этом получалась не эклектичная смесь, а цельная философская система, получившая название неоплатонизма. В этом названии содержится доля истины, но всего лишь доля. Это действительно платонизм, но платонизм, созданный в значительном удалении (600 лет) от того времени, в котором жил Платон, и в значительно большей степени являющийся самобытным учением Плотина и его учеников и последователей.

Т. обр., Плотин – это не только хронологически последний великий представитель платонизма: в Плотине древняя философия нашла свое орудие, через которое она получила свое окончательное завершение. Плотин – последний гений античной мысли. С его помощью в последний период античной философии зародилась монистическая система неоплатонизма, в которой вся космическую действительность была объединена посредством самосознающего бытия (Я), представляющего собой одновременно и объект, и субъект. С этого времени неоплатонизм становится одной из самой мощных философских школ.

В своей философии Плотин предпринимает беспрецедентную попытку синтеза всех предыдущих систем. И ему это удалось: свою задачу он выполняет с настойчивостью и мастерством. Он пользуется всеми достижениями древних: пифагорейцы, Гераклит, Парменид, Сократ, Платон, Аристотель, стоики – подготовили для него достаточно материала. Но он сумел все, что было собрано почти за 600 лет великими мыслителями Эллады, переплавить в единую систему, очарованию которой не могли противиться даже самые замечательные представители нарождавшегося христианства.

Разместил: rat Дата: 22.03.2009 Прочитано: 15941
Распечатать

Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 >>

Дополнительно по данной категории

22.03.2009 - Плотин (204–270)
22.03.2009 - Разум по Плотину
22.03.2009 - Онтология Плотина
22.03.2009 - Генезис Плотина
22.03.2009 - Космология Плотина

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы