Синтез
1. Аммоний Саккас (175–242)
Уже непосредственный учитель Плотина (и Оригена) Аммоний Саккас окончательно раскритиковал материалистическое понимание природы ума, и это привело к изгнанию всякого стоического натурализма из неоплатонизма. С другой стороны, Аммоний Саккас полностью изгонял натурализм также и из учения о душе. Душа, по Аммонию Саккасу, конечно, дробится в связи с одушевляемыми ею телами; но сама она остается неделимой, нерушимой и вечной, будучи причиной движения тел, а не самими телами. Самое же главное – это то, что и свое Первоначало Аммоний Саккас также лишил всякого натурализма, признавши его выше всякого разделения и потому даже выше самого [аристотелевского] Ума.
2. Всё готово для синтеза
Т. обр., ко времени появления Плотина уже все специфические категории неоплатонизма были достаточно разработаны. Оставалось только привести в систему эти ступени сверхумственного единства – Ума, Души и Космоса, и тут уже появлялась система неоплатонизма в целом. Исходный и общий для всей античности чувственно-материальный Космос стал таким неделимым существом, в котором ноуменальная структура через посредство души стала общекосмическим телом. Но это и значит, что чувственно-материальный космос стал единственным и единичным живым существом, то есть человеком, то есть мифом. Это уже была не диалектика объекта и не диалектика субъекта, а диалектическое их единство, то есть диалектика мифологии.
Так и возник последний философский синтез античной философии, где уже не было места ни для какой объективной субстанции. Это не значит, что в неоплатонизме исчез раз и навсегда чувственно-материальный Космос как объект. Наоборот, его объективная субстанциальность здесь только подчеркивалась. Но это не значит также и то, что исчез первоначальный стоический субъективизм с его исходным иррелевантным обоснованием. Субъективная жизнь в неоплатонизме не только осталась навсегда, но и достигла самых невероятных размеров, то есть достигла того, дальше чего уже никакая античная философия не могла продвигаться и преуспевать. Таким образом Плотин многократно усилил мистическое содержание учения Платона.
3. Абстрактность системы Плотина
Система Плотина абстрактна, сложна и внешне совершенно оторвана от реальной жизни, но, как и всякая философская система, она всё же порождена окружающей действительностью. Для Плотина, как и для его современников, наиболее важны вопросы о добре и зле, о боге и мире, о месте и задачах человека. Он является последовательным идеалистом и связывает зло с материей. Он “презирает” людей, для него большую роль играют мистика, астрология, магия. В этом смысле система Плотина носит на себе черты глубокого упадка, но всё-таки он попытался спасти то, что ещё казалось возможным спасти из свойственного античности активного, оптимистического отношения к миру. |