Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Ваше отношение к Науке:

В целом положительное
Роль науки завышена
Категорически отрицательное


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 614
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Формальная логика стоиков



3. Логика высказываний (суждений)

В отличие от логики предикатов (Аристотель), стоики создали логику высказываний как учение об образовании из простых высказываний сложных и развили на этой базе пропозициональную теорию вывода. Они установили виды той связи суждений, к-рую совр. логика наз. конъюнкцией, дизъюнкцией и материальной импликацией.

4.

Отличительную черту человека как субъекта стоики видели в бестелесном “лектон”, «невещественном смысле каждой вещи», умении осмысливать существующее с помощью слова. Учение об обозначаемом как словесно выраженном (лектон) является первым в истории философии подходом к созданию семантики. Разработанная стоиками система категорий внесла существенный вклад в развитие логики.

Стоическая логика, наряду с формально-логической теорией, содержит исследование теоретико-познавательных и лингвистических проблем. В стоическом учении о значении различаются обозначающее, обозначаемое и реальный объект. Обозначающее есть звуковой образ, связанный с голосом и его телесной функцией. Объект также относится к физической сфере. А вот значение (лектон) не телесно. Оно – продукт духовной деятельности, ибо лишь благодаря содействию разума звук голоса становится осмысленной речью: "Говорить – это значит производить голосом звуки, обозначающие мыслимое". В бестелесном «лектоне», «невещественном смысле каждой вещи», умении осмысливать существующее с помощью слова стоики видели отличительную черту человека как субъекта. Учение об обозначаемом как словесно выраженном (лектон) является первым в истории философии подходом к созданию семантики. Разработанная стоиками система категорий внесла существенный вклад в развитие логики.

Силлогистику стоики дополняют прежде всего 5 гипотетическими, точнее дизъюнктивными формами вывода, из которых должны состоять все правильные заключения. При этом переменными заменяются не понятия, а высказывания ("логика высказываний"):

1) Если есть А, то есть и В. А есть. Следовательно, есть и В.

2) Если есть А, то есть и В. Но В не существует. Следовательно, нет и А.

3) А и В не могут существовать одновременно. А есть. Следовательно, В не существует.

4) Существует либо А, либо В. А существует. Следовательно, В не существует.

5) Существует либо А, либо В. В не существует. Следовательно, А существует.
5. Учение о смысловой значимости слова

Наибольшую оригинальность стоики обнаружили в смысловой значимости слова, в смысловой предметности высказывания, или, как тогда говорили, в словесном "лектон". Такое лектон не характеризовалось ни как нечто физическое или психическое, ни как нечто существующее или несуществующее и даже ни как истинное или ложное, поскольку во всех этих случаях оно оставалось тем же самым. Так, по Аристотелю, суждение может быть либо утвердительным, либо отрицательным. Значит, думали стоики, само суждение выше утверждения или отрицания, и определение его сущности можно схватить только через лектон. В этом отношении лектон было выше всякой оценки и считалось безоценочным и ко всему безразличным, или нейтральным (adiaphora). В сравнении с этим не только идеи Платона и Аристотеля, но даже и атомы Демокрита были чем-то чересчур объективным и чересчур далеким от самой сущности человеческого мышления.

Так как лектон само по себе не существовало, а только осмысливало, то в объективном мире стоики нашли такую категорию, когда лектон не просто существует, но осмысливает существующее. Это был организм, в котором сущность разлита по всем членам и органам, но не существует от них отдельно. Исходное бытие стало толковаться как огненное дыхание (pneyma), поскольку огонь по давнишней античной традиции продолжал считаться основным элементом, но был при этом живым существом, организмом и, значит, должен был дышать. Кроме того, это исходное огненное дыхание в своей последней сущности было не чем иным, как "интеллектуальным телом", которое в виде иерархической лестницы было распространено по всему космосу. Отдельно действующими элементами здесь уже не могли быть ни досократовские элементы, ни идеи Платона и Аристотеля, но "семенные логосы", представлявшие собою одновременно и элементарные организмы, и смысловым образом оформляющее их лектон.

Разместил: rat Дата: 22.03.2009 Прочитано: 16781
Распечатать

Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 >>

Дополнительно по данной категории

23.03.2009 - АРИСТОН Хиосский (1-я пол. 3 в. до н. э.)
22.03.2009 - Стоицизм
22.03.2009 - Физика стоиков (онтология и космология)
22.03.2009 - Антропология стоиков
22.03.2009 - Логика стоиков

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы