Лейбниц, Готфрид
Основное свойство монад (в свете которого становится понятной вся система Лейбница) отражено в следующем суждении из "Монадологии ": "У монад нет окон, через которые что-либо может войти или выйти". Это означает, что каждая монада — замкнутый в самом себе мир, невосприимчивый к каким либо побуждениям или влияниям извне. Иными словами, ни одна монада не может оказать физического влияния на внутреннее бытие другой и никакая монада не испытывает воздействия другой.
Этот вопрос является самым щекотливым пунктом монадологии, что не преминули отметить комментаторы как противоречие, ставшее источником целого ряда апорий. Все же хотелось бы напомнить, что Теория Декарта об изолированных субстанциях, тщательно разработанная в дальнейшем окказионалистами, и особенно Спинозой, укоренилась в сознании многих.
У Лейбница этот вопрос максимально усложняется по очень простой причине. После устранения дуализма res cogitans и res extensa Лейбниц не снял проблему влияния одной субстанции на другую, а невольно удвоил ее:
а) с одной стороны, введя бесконечное число монад в качестве самостоятельных силовых центров (бесчисленное множество изолированных центров), он должен был объяснить, каким образом осуществляются отношения между ними;
б) с другой стороны, определив, что тела как агрегаты простых монад управляемы монадой гегемоном (у животных гегемон — душа) он должен был еще разъяснить связь души и тела (не только человека, но и всех тел, ибо, согласно его собственной теории, в конечном счете все тела являются живыми, а значит, одушевленными).
В результате напряженных исследований Лейбниц нашел для обеих проблем одно и то же, в высшей степени остроумное решение. Оно получило название (с 1696 г.) "системы предустановленной гармонии" и стало своеобразной эмблемой системы Лейбница.
Что представляет собой "предустановленная гармония"?
Для объяснения связи и согласованности между двумя монадами вообще (представлениями двух монад) и в особенности между монадой духовной и монадой материальной существует три возможных допущения:
— допустить взаимодействие монад (неоднозначное);
— обратиться за помощью к Богу, попросив его вмешиваться во всех необходимых случаях, поскольку Он — Творец монад;
— допустить, что извлекаемое изнутри каждой из монад идеально соответствует тому, что достают из себя все остальные, создавая совершенную гармонию: все это — часть их собственной природы, задуманной Творцом.
Лейбниц использовал популярный пример двух маятниковых часов (напомним, что маятник был открытием века). По условиям, совершенная синхронность работы двух маятниковых часов могла иметь место в трех случаях:
— если построить их таким образом, чтобы первые часы воздействовали на вторые;
— поручить часовщику непрестанно приводить их в соответствие;
— предварительно сконструировать настолько совершенную пару часов, чтобы потом они всегда могли самостоятельно показать одинаковое время.
|