Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Есть ли что-то, над чем нельзя смеяться?

Есть
Нет
Не решил


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1134
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Лейбниц. Предустановленная гармония

Лейбниц, Готфрид

Основное свойство монад (в свете которого становится понятной вся система Лейбница) отражено в следующем суждении из "Монадологии ": "У монад нет окон, через которые что-либо может войти или выйти". Это означает, что каждая монада — замкнутый в самом себе мир, невосприимчивый к каким либо побуждениям или влияниям извне. Иными словами, ни одна монада не может оказать физического влияния на внутреннее бытие другой и никакая монада не испытывает воздействия другой.

Этот вопрос является самым щекотливым пунктом монадологии, что не преминули отметить комментаторы как противоречие, ставшее источником целого ряда апорий. Все же хотелось бы напомнить, что Теория Декарта об изолированных субстанциях, тщательно разработанная в дальнейшем окказионалистами, и особенно Спинозой, укоренилась в сознании многих.

У Лейбница этот вопрос максимально усложняется по очень простой причине. После устранения дуализма res cogitans и res extensa Лейбниц не снял проблему влияния одной субстанции на другую, а невольно удвоил ее:

а) с одной стороны, введя бесконечное число монад в качестве самостоятельных силовых центров (бесчисленное множество изолированных центров), он должен был объяснить, каким образом осуществляются отношения между ними;

б) с другой стороны, определив, что тела как агрегаты простых монад управляемы монадой гегемоном (у животных гегемон — душа) он должен был еще разъяснить связь души и тела (не только человека, но и всех тел, ибо, согласно его собственной теории, в конечном счете все тела являются живыми, а значит, одушевленными).

В результате напряженных исследований Лейбниц нашел для обеих проблем одно и то же, в высшей степени остроумное решение. Оно получило название (с 1696 г.) "системы предустановленной гармонии" и стало своеобразной эмблемой системы Лейбница.

Что представляет собой "предустановленная гармония"?

Для объяснения связи и согласованности между двумя монадами вообще (представлениями двух монад) и в особенности между монадой духовной и монадой материальной существует три возможных допущения:

— допустить взаимодействие монад (неоднозначное);

— обратиться за помощью к Богу, попросив его вмешиваться во всех необходимых случаях, поскольку Он — Творец монад;

— допустить, что извлекаемое изнутри каждой из монад идеально соответствует тому, что достают из себя все остальные, создавая совершенную гармонию: все это — часть их собственной природы, задуманной Творцом.

Лейбниц использовал популярный пример двух маятниковых часов (напомним, что маятник был открытием века). По условиям, совершенная синхронность работы двух маятниковых часов могла иметь место в трех случаях:

— если построить их таким образом, чтобы первые часы воздействовали на вторые;

— поручить часовщику непрестанно приводить их в соответствие;

— предварительно сконструировать настолько совершенную пару часов, чтобы потом они всегда могли самостоятельно показать одинаковое время.

Разместил: rat Дата: 23.03.2009 Прочитано: 14693
Распечатать

Всего 1 на 3 страницах по 1 на каждой странице

1 2 3 >>

Дополнительно по данной категории

23.03.2009 - Лейбниц. Жизнь и сочинения Лейбница
23.03.2009 - Лейбниц. “Вечная философия” и “новые философы”: возможность преемственности
23.03.2009 - Лейбниц. Возможность восстановить “финализм” и "субстанциальные формы”
23.03.2009 - Лейбниц. Опровержение механистической теории и генезис учения о монадах
23.03.2009 - Лейбниц. Основы монад ологической метафизики

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы