Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Мудрость - это

Интеллект
Эрудиция
Созидательный жизненный опыт
Творческое мышление


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1170
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Возможность научного естествознания (сфера рассудка)

1. Рассудок – основа научного естествознания
2. Как из понятий создаются суждения?
3. Рассудок как оформитель познания
4. Категории и природа
5. Природа – только феномен
6. Проблема души
7. Кант и Галилей
8. Порождение идеализированных объектов
9. Учение о продуктивном воображении
10. Проблема синтеза. Трансцендентальная схема
11. Синтез как способ происхождения знаний
12. Произвол продуктивного воображения
13. Учение о “конечности” человеческого сознания и интеллектуальная интуиция
14. Предмет как представление и "первообраз"
15. Самостоятельное “плавание” предмета
16, Гештальтизм Кантовой предметности
17. Номинализм или реализм?
18. Кантовская “предустановленная гармония”
19. Каков механизм синтеза чувственности и рассудка?
20. Как обосновать всеобщность знания как продукта синтеза?
21. Продуктивное воображение и категории
22. «Аналогии опыта»
23. Схемы от времени
24. Материя как всего лишь явление
25. Ответ на проблему научного естествознания

1. Рассудок – основа научного естествознания

Рассудок – способность к понятиям и суждениям – основа теоретического естествознания.

Априорные понятия рассудка – это категории: неизменные формы мышления, упорядочивающие опыт.

2. Как из понятий создаются суждения?

Скажем, понятие о Боге ничего не говорит, является ли человек верующим или атеистом; и верующий, и атеист спокойно могут принять понятие о Боге (единый Дух всемилостивый, всемогущий, всеблагой). Но атеист не примет утверждение, что Бог существует, а теист скажет: «Бог существует» – понятие одно, а суждения разные. Из суждений и состоит наше знание, поэтому естественно узнать, как из понятий создаются суждения?

«Рассудок есть способность составлять суждения». Но составляет он их, пользуясь некоторым находящимся в нем самом принципом, благодаря которому все многообразие данных, поступающих в рассудок от органов чувств, этой функцией рассудка приводится в некое единство. Существует огромное многообразие внешних предметов, это многообразие через чувственность поступает в рассудок, и рассудок делает некое суждение. Эта операция рассудка есть некоторая функция, вытекающая не из данных органов чувств, а из того, что в рассудке имеется особая способность, подводящая все различные впечатления и представления под одно общее представление. Т. е. рассудок есть некоторая способность соединять, приводить в единство все чувственные восприятия.

Восприятие носит индивидуальный и субъективный характер; для того чтобы оно превратилось в опыт, т. е. нечто общезначимое и в этом смысле объективное (объективность Кант как раз и отождествляет с общезначимостью), необходимо участие другой познавательной способности, а именно мышления, оперирующего понятиями. Эту способность Кант именует рассудком. Кант определяет рассудок как активную деятельность, отличая ее тем самым от восприимчивости, пассивности, характерной для чувственности. Однако при этом деятельность рассудка формальна (схематична как компьютер), она нуждается в некотором содержании, которое как раз и поставляется органами чувств. Рассудок выполняет функцию подведения многообразия чувственного материала, организованного на уровне восприятия с помощью априорных форм созерцания, под единство понятия.

Кроме воззрительной математической связи чувственных фактов, мы постигаем еще их связь рассудочную, или логическую. Так, мы полагаем, что один факт есть причина другого; в сложном ряде изменений мы различаем преходящие элементы от пребывающих; мы утверждаем, что при таких-то условиях данный факт возможен, а при таких-то необходим, и т. д.

Если бы такая связь была связью вещей самих по себе, то мы не могли бы ее познавать так, как познаем; ибо,

1) во-1-х, нельзя понять, каким образом нечто пребывающее вне нас и не зависящее от нас может войти в нас и сделаться нашим понятием;

2) во-2-х, если бы и возможно было такое реальное воздействие внешнего предмета на субъект для произведения познания, то это воздействие в каждом случае было бы только единичным фактом и такой же фактический (эмпирический) характер имело бы и происходящее отсюда познание. Положим, мы могли бы воспринимать 2 реальные предмета в их объективной независимой от ума связи – это давало бы нам право утверждать, что они связаны между собой во всех тех случаях, когда мы их воспринимали; но случаи, хотя бы и многие, не содержат в себе того признака всеобщности и необходимости, которым отличаются законы от фактов и который действительно находится в нашем естественно-научном познании.

3) Наконец, в-3-х, самое представление внешних предметов, связанных между собою так или иначе и различным образом действующих друг на друга и на нас, – самое это представление сложного вне-бытия уже предполагает формы пространства и времени, которые, как доказано в трансцендентальной эстетике, суть идеальные субъективные воззрения, а следовательно, и все, что в них находится, существует не вне познающего субъекта, а лишь как его представление.

По всем этим причинам те принципы, или основные законы, которыми связываются чувственные явления и создается мир научного опыта, суть собственные априорные действия нашего рассудка по присущим ему понятиям.

Поскольку унифицирующая, объединяющая деятельность рассудка сводится к формулированию суждений, то чтобы исследовать априорные формы рассудка, нужно исследовать все виды суждений.

Разместил: Немецкий философ Дата: 24.03.2009 Прочитано: 25947
Распечатать

Всего 1 на 11 страницах по 1 на каждой странице

1 2 3 4 5 6 7 8 ... 11 >>

Дополнительно по данной категории

13.01.2011 - Учение Канта о прекрасном, или специфике эстетического суждения
10.01.2011 - Проблема целесообразности в философии Канта
16.10.2010 - Кант о возвышенном
13.10.2010 - Кант. Типология предметов эстетического восприятия
01.10.2010 - Теория художественного творчества Канта

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы