Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Ваш интерес к философии обусловлен

Учебой
Работой
Интересом
Самопознанием
Другим


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1685
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Возможность математики (сфера чувственного опыта)

1. Пересмотр представлений о чувственном познании
2. Пространство и время как интуиции априорные формы чувственного познания
3. Время
4. Кантов идеализм (Сергий Трубецкой)
5. Интуиции пространства и времени как условия всякого опыта
6. Разгадка априорности

1. Пересмотр представлений о чувственном познании

Как и его предшественники, в т. ч. Платон, Кант не подвергает сомнению, что истинное знание существует. Вопрос лишь в том, как возможно это знание. То, что истинное знание существует в некоторых науках, для Канта также очевидно. Примером являются математика и естествознание. И числа, и геометрические понятия – точки, прямой, окружности – являются данными нашего ума и, следовательно, априорны. Любое математическое высказывание (кроме аксиом) всегда синтетично.

Чтобы разрешить этот каверзный вопрос, Кант пересматривает прежнее представление о человеческой чувственности, согласно которому чувственность лишь доставляет нам многообразие ощущений, в то время как принцип единства исходит из понятий разума.

Чистая математика возможна, поскольку основана на априорных (всеобщих и необходимых) формах чувственности – пространстве и времени. Внешняя форма чувственного созерцания – пространство, на нем основана геометрия. Внутренняя форма – время, на нем базируется арифметика.

Представление о субстанции зашло в тупик, что послужило стимулом для Канта. С одинаковой вероятностью могут быть и 2 субстанции, как думал Декарт, и одна, как считал Спиноза, и бесконечное множество (по Лейбницу), и не быть ни мыслительной (Локк), ни материальной (Беркли), ни какой-либо еще (Юм). Кант отбросил эту проблему, отнеся ее к непознаваемой «вещи в себе».

Взамен ее он предложил свою позитивную программу, основанную на том, что пространство и время являются априорными формами сенсорного восприятия, а категории качества, количества и др. – априорными формами рассудка. «Только с точки зрения человека можем мы говорить о пространстве, о протяженности и т. п. Каковы предметы в себе и обособленно от этой восприимчивости нашей чувствительности, нам совершенно неизвестно. Мы не знаем ничего, кроме свойственного нам способа воспринимать их, который к тому же необязателен для всякого существа, хотя и должен быть присущ каждому человеку. Мы имеем дело только с этим способом восприятия. Пространство и время суть чистые формы его, а ощущение вообще есть его материя»[6].

Многообразие ощущений, говорит Кант, действительно дает нам чувственное восприятие; ощущение – это содержание, материя чувственности. Но помимо того, наша чувственность имеет свои доопытные, априорные формы, в которые с самого начала как бы “укладываются” эти ощущения, с помощью которых ощущения как бы упорядочиваются. Эти формы – пространство и время. Пространство – это априорная форма внешнего чувства (или внешнего созерцания), тогда как время – априорная форма чувства внутреннего (внутреннего созерцания).

Время невозможно изъять из чувственного мира. Без него нельзя представить себе ни длительности, ни следствия и т.д. Оно есть форма внутреннего самоощущения, поскольку упорядочивает наши представления. Об обоих – пространстве и времени – можно сказать, что они обладают: 1) эмпирической реальностью: "объективной значимостью относительно всех предметов, которые когда-либо могут быть даны нашим чувствам"; 2) трансцендентальной идеальностью: они существуют не как свойства вещей самих по себе, а как условия нашего созерцания. Отсюда и тезис трансцендентального идеализма, гласящий, "что все, что созерцается в пространстве или времени, ... есть не что иное как явления, т. е. простые представления". – Кант показывает, что пр-во и время имеют созерцательную природу; они не могут образовывать основу рассудочного познания. Пространство должно уже лежать в основе всего созерцания. Невозможно представить себе ни что-либо вне пространственной протяженности, ни само пространство отдельно от его содержимого или как несуществующее. Следовательно, оно априорно лежит в основе наших чувственных восприятий. Только с этим связана и возможность чистой (априорной) геометрии.

2. Пространство и время как интуиции априорные формы чувственного познания[7]

По Канту, пространство и время не являются объективными реальностями, это всего лишь способ приводить в порядок наши впечатления, ощущения. В пространстве мы раскомпоновываем наши зрительные впечатления, как художник раскомпановывает мазками свои световые впечатления, и создается какой-то эффект (в абстрактной живописи нет даже сюжета). Так, будто бы, и мы: пространство помогает нам раскомпоновывать наши впечатления, преимущественно зрительные.

Время же помогает нам приводить в порядок наши внутренние впечатления. Наши переживания растягиваются во времени (временной раскомпановки нет).

Пространство и время обладают такими признаками, которые в природе мы набрать не можем. Свойства пространства: бесконечности мы не видим, видим лишь даль. Однородность пространства в любом пункте пространства мы тоже не видим – мы его лишь домысливаем, но не испытываем. Непрерывность мы тоже не имеем как факт. В понятии мы это имеем, но из наблюдения мы это не изымем. В логике «понятие» -это общее название для группы однородных предметов. Примером являются зоологические понятия: «лошадь» – это все лошади. В отношении «пространства» – понятие есть, а предмет один; собственно говоря, это – не понятие. В логике говорят «единичные понятия», но это оспаривается; то, что в одном экземпляре, то понятием быть не может, а это – представления. Поэтому по отношению к пространству тоже нельзя сказать «пространство». Это просто умственный образ какого-то предмета, причем, искусственный образ, ибо естественно мы его создать не можем.

Разместил: Немецкий философ Дата: 24.03.2009 Прочитано: 12520
Распечатать

Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице

1 2 3 4 >>

Дополнительно по данной категории

13.01.2011 - Учение Канта о прекрасном, или специфике эстетического суждения
10.01.2011 - Проблема целесообразности в философии Канта
16.10.2010 - Кант о возвышенном
13.10.2010 - Кант. Типология предметов эстетического восприятия
01.10.2010 - Теория художественного творчества Канта

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Продажа серверов sale-server.ru.
Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы