1. Пересмотр представлений о чувственном познании
2. Пространство и время как интуиции априорные формы чувственного познания
3. Время
4. Кантов идеализм (Сергий Трубецкой)
5. Интуиции пространства и времени как условия всякого опыта
6. Разгадка априорности
1. Пересмотр представлений о чувственном познании
Как и его предшественники, в т. ч. Платон, Кант не подвергает сомнению, что истинное знание существует. Вопрос лишь в том, как возможно это знание. То, что истинное знание существует в некоторых науках, для Канта также очевидно. Примером являются математика и естествознание. И числа, и геометрические понятия – точки, прямой, окружности – являются данными нашего ума и, следовательно, априорны. Любое математическое высказывание (кроме аксиом) всегда синтетично.
Чтобы разрешить этот каверзный вопрос, Кант пересматривает прежнее представление о человеческой чувственности, согласно которому чувственность лишь доставляет нам многообразие ощущений, в то время как принцип единства исходит из понятий разума.
Чистая математика возможна, поскольку основана на априорных (всеобщих и необходимых) формах чувственности – пространстве и времени. Внешняя форма чувственного созерцания – пространство, на нем основана геометрия. Внутренняя форма – время, на нем базируется арифметика.
Представление о субстанции зашло в тупик, что послужило стимулом для Канта. С одинаковой вероятностью могут быть и 2 субстанции, как думал Декарт, и одна, как считал Спиноза, и бесконечное множество (по Лейбницу), и не быть ни мыслительной (Локк), ни материальной (Беркли), ни какой-либо еще (Юм). Кант отбросил эту проблему, отнеся ее к непознаваемой «вещи в себе».
Взамен ее он предложил свою позитивную программу, основанную на том, что пространство и время являются априорными формами сенсорного восприятия, а категории качества, количества и др. – априорными формами рассудка. «Только с точки зрения человека можем мы говорить о пространстве, о протяженности и т. п. Каковы предметы в себе и обособленно от этой восприимчивости нашей чувствительности, нам совершенно неизвестно. Мы не знаем ничего, кроме свойственного нам способа воспринимать их, который к тому же необязателен для всякого существа, хотя и должен быть присущ каждому человеку. Мы имеем дело только с этим способом восприятия. Пространство и время суть чистые формы его, а ощущение вообще есть его материя»[6].
Многообразие ощущений, говорит Кант, действительно дает нам чувственное восприятие; ощущение – это содержание, материя чувственности. Но помимо того, наша чувственность имеет свои доопытные, априорные формы, в которые с самого начала как бы “укладываются” эти ощущения, с помощью которых ощущения как бы упорядочиваются. Эти формы – пространство и время. Пространство – это априорная форма внешнего чувства (или внешнего созерцания), тогда как время – априорная форма чувства внутреннего (внутреннего созерцания).
Время невозможно изъять из чувственного мира. Без него нельзя представить себе ни длительности, ни следствия и т.д. Оно есть форма внутреннего самоощущения, поскольку упорядочивает наши представления. Об обоих – пространстве и времени – можно сказать, что они обладают: 1) эмпирической реальностью: "объективной значимостью относительно всех предметов, которые когда-либо могут быть даны нашим чувствам"; 2) трансцендентальной идеальностью: они существуют не как свойства вещей самих по себе, а как условия нашего созерцания. Отсюда и тезис трансцендентального идеализма, гласящий, "что все, что созерцается в пространстве или времени, ... есть не что иное как явления, т. е. простые представления". – Кант показывает, что пр-во и время имеют созерцательную природу; они не могут образовывать основу рассудочного познания. Пространство должно уже лежать в основе всего созерцания. Невозможно представить себе ни что-либо вне пространственной протяженности, ни само пространство отдельно от его содержимого или как несуществующее. Следовательно, оно априорно лежит в основе наших чувственных восприятий. Только с этим связана и возможность чистой (априорной) геометрии.
2. Пространство и время как интуиции априорные формы чувственного познания[7]
По Канту, пространство и время не являются объективными реальностями, это всего лишь способ приводить в порядок наши впечатления, ощущения. В пространстве мы раскомпоновываем наши зрительные впечатления, как художник раскомпановывает мазками свои световые впечатления, и создается какой-то эффект (в абстрактной живописи нет даже сюжета). Так, будто бы, и мы: пространство помогает нам раскомпоновывать наши впечатления, преимущественно зрительные.
Время же помогает нам приводить в порядок наши внутренние впечатления. Наши переживания растягиваются во времени (временной раскомпановки нет).
Пространство и время обладают такими признаками, которые в природе мы набрать не можем. Свойства пространства: бесконечности мы не видим, видим лишь даль. Однородность пространства в любом пункте пространства мы тоже не видим – мы его лишь домысливаем, но не испытываем. Непрерывность мы тоже не имеем как факт. В понятии мы это имеем, но из наблюдения мы это не изымем. В логике «понятие» -это общее название для группы однородных предметов. Примером являются зоологические понятия: «лошадь» – это все лошади. В отношении «пространства» – понятие есть, а предмет один; собственно говоря, это – не понятие. В логике говорят «единичные понятия», но это оспаривается; то, что в одном экземпляре, то понятием быть не может, а это – представления. Поэтому по отношению к пространству тоже нельзя сказать «пространство». Это просто умственный образ какого-то предмета, причем, искусственный образ, ибо естественно мы его создать не можем.
|