Моральная автономия
Из других философов, которые повлияли на Канта, следует отметить Жан-Жака Руссо, но он повлиял уже на написание 2-ой работы – «Критика практического разума», где Кант исследует вопросы происхождения морали.
Руссо учит его не доверять чистому разуму. Под его идейным влиянием Кант предпринимает критику "разумной способности вообще, ... и, следовательно, решение вопроса о возможности или невозможности метафизики вообще и определение как ее источников, так и объема и границ".
Фундаментальная идея этики Канта во многих отношениях напоминает его революцию в гносеологии. Кант делает человека законодателем нравственности точно так же, как он сделал его законодателем природы. Таким образом, он возвращает человеку его центральное место и в морали, и в физическом универсуме. Кант гуманизировал этику, как гуманизировал перед этим науку.
Кантовская революция в области этики заключалась в создании им учения об автономии – учения о том, что мы не можем принять предписания какого бы то ни было авторитета, сколь бы возвышен он ни был, в качестве основы этики. Всегда, когда мы сталкиваемся с предписаниями какого-то авторитета, мы сами решаем, нравственны эти предписания или безнравственны. Конечно, авторитет может обладать властью заставить нас выполнять его предписания. Однако если мы имеем возможность выбирать, ответственность ложится на нас. От нашего собственного решения зависит, выполнять ли предписания, подчиняться ли авторитету.
Кант смело вносит эту идею и в область религии. Так, например, он пишет: «Даже если мои слова пугают вас, вы не должны осуждать меня, говоря, неужели каждый человек создает себе Бога? С точки зрения нравственности... вы даже должны создавать своего Бога, чтобы почитать в Нем своего создателя... Даже если Божество откроет вам Себя, то вы сами должны решить, верить ли Ему, почитать ли Его.». По Канту, это зависит только от нас.
Этическая теория Канта не ограничивается утверждением о том, что сознание человека есть его нравственный авторитет. Она говорит также о требовании, которое предъявляет нам наш разум. Моральный закон Кант выражает в различных формулировках. Одна из них гласит: «Относись к каждому человеку как к цели и никогда только как к средству». Дух кантовской этики можно кратко выразить так: будь свободен и уважай свободу другого.
Идеалистическая кличка
Кант избрал для обозначения своей позиции двусмысленное и неудачное название «трансцендентальный идеализм». Однако вскоре он пожалел об этом, поскольку такое название внушало мысль, будто он отрицает реальность физических вещей и считает их лишь идеями. Кант поспешил пояснить: он отрицает лишь, что пространство и время являются эмпирическими и реальными – в том смысле, в котором эмпирическими и реальными являются физические события и вещи. Однако тщетно он протестовал. К тому же на его судьбу повлиял сложный стиль его сочинений, и он был провозглашен отцом немецкого идеализма. Кант всегда настаивал на том, что физические вещи, существующие в пространстве и времени, реальны.
Что же касается диких и туманных метафизических спекуляций немецких идеалистов, то само название кантовской «Критики» говорило о его решительной атаке на все подобные спекулятивные рассуждения. В «Критике» подвергается критике именно чистый разум, всякое рассуждение о мире, никак не связанное с чувственным опытом. Кант критикует чистый разум, показывая, что чистое рассуждение о мире всегда вовлекает нас в антиномии. Испытав влияние Юма, Кант написал свою «Критику» для обоснования тезиса о том, что границы чувственного опыта являются границами всякого корректного рассуждения о мире. Поэтому мы не ошибемся, если причислим Канта к эмпирическому крылу философии.
Исходя из эмпирического понимания философской корректности, Кант показывает, что метафизика как наука невозможна: все доказательства бытия Божия, существования души, безграничности Вселенной и т. п. – стоят немногого.
|