Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Есть ли философия в России

Есть
Нет
Была в СССР
Ее никогда не было


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1359
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Кант. Творческая биография



Разум и религия


Поздний Кант пишет «Религию в пределах только разума». Он предпринял этот труд, чтобы, в соответствии со своим замыслом, освободить веру, указав пределы разума. Задача вполне благородная, ибо проблема соотношения веры и разума (что чему подчиняется и что кого может контролировать) существовала не одно столетие, и Кант почувствовал, что у веры есть свой объект познания и что разум имеет свои пределы, за которыми не может действовать; тем самым Кант освобождает место вере.

Работа Канта была встречена в церковных кругах достаточно воинственно, поскольку Кант не принял многие догматы христианства, в частности догмат о Страшном суде. Кант считал себя лютеранином, но слова его часто расходились с делами. Впоследствии Кант написал другую работу, в которой попытался смягчить свои взгляды. – “Религия в пределах чистого разума” является исследованием, показывающим, что вероучения, подобно представлениям о природе, также имеют в себе стороны, коренящиеся в разуме.

В целом Кант настолько логично ответил на многие вопросы, настолько скрупулезно исследовал проблему, что в начале XIX века, до появления разного рода ницшеанских, позитивистских и др. околофилософских (поскольку сами себя они к философии не относили) течений, система Канта считалась своего рода образцом философского анализа. Поэтому некоторые богословов (протестанты, католики и даже православные) высказывали пожелание изложить христианскую догматику не так, как она традиционно изложена свв. Отцами Церкви (они использовали философию Платона или Аристотеля), а на основе системы Канта (отчасти такие попытки предпринимались).

[1] В этом виде она почти неизвестна в Англии, где “человека, сделавшего самого себя” (self-made man) считают выскочкой. Важность этой идеи связана с тем, что на континенте образование в течение долгого времени было привилегией средних классов, в то время как в Англии оно было доступно и низшим классам. Большинство этих идей пришло на континент из Англии в виде книги, опубликованной в 1732 году: в своих «Письмах об Англии» Вольтер сравнивает английское конституционное правление с абсолютной монархией, религиозную терпимость в Англии – с консерватизмом Римской церкви, объяснительную мощь космологии Ньютона и аналитического эмпиризма Локка – с догматизмом Декарта. Книга Вольтера была предана сожжению, однако ее публикация была знаком начинавшегося философского движения – движения, интеллектуальный запал которого был мало понятен в Англии с ее специфическими условиями. Через 60 лет после смерти Канта те же самые английские идеи были представлены Англии в качестве «мелочного и претенциозного интеллектуализма» и можно усмотреть иронию судьбы в том, что английское слово «Просвещение», ставшее названием движения, начало которому положил Вольтер, в Англии все еще сохраняет оттенок мелочности и претенциозности.

[2] У Канта есть работа «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки» (или просто «Пролегомены»), написанная после «Критики чистого разума» и являющаяся ее авторским конспектом. Она более краткая, но содержит в себе практически все мысли, изложенные в «Критике чистого разума», но в схематичной форме, без доказательств.

[3] Баумгартен Александр Готлиб (1714–1762) – нем. философ, последователь Вольфа. Впервые ввел термин «эстетика», к-рым он обозначил науку о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства, в противоположность логике – науке о рассудочном познании. Вопросам чувственного познания Б. посвятил незавершенный труд «Эстетика». Б. не является основателем эстетики как науки, но введенное им понятие «эстетика» соответствовало потребностям развития эстетической мысли и получило широкое распространение.

[4] Вольф Христиан (1679–1754) – нем. философ-рационалист, просветитель, систематизатор и популяризатор идей Лейбница, проф. ун-та в Галле, ин. почетный член П-Б. АН (1725). Выхолащивая диал. элементы лейбницевского учения, В. развивал метафизический телеологизм, по к-рому всеобщая связь, гармония бытия объясняется целями, установленными Богом. В. был также своеобразным обновителем схоластики. В основу построения своей системы он положил метод рационалистической дедукции, согласно к-рому все истины философии выводятся из формально-логического закона противоречия. Во взглядах на об-во он отстаивал т. эр. просвещенного абсолютизма.

[5] См. «Пролегомены», Добавление: «Образец оценки «Критики», предвосхищающей ее изучение». См. также «Критику», 2-е изд. (1787; первое издание было опубликовано в 1781 г.), с. 274–9, «Опровержение идеализма» и последнее примечание к предисловию к «Критике практического разума».

[6] ЭДДИНГТОН Артур (1882–1944) – английский астрофизик. Труды по теории внутреннего строения и эволюции звезд, теории относительности, релятивистской космологии. Первым рассчитал модели звезд, находящихся в лучистом равновесии. Экспериментально подтвердил (1919) отклонение светового луча в поле тяготения Солнца, предсказанное общей теорией относительности.

[7] «Естествоиспытатели поняли, что разум... должен... заставлять природу отвечать на его вопросы, а не тащиться у нее словно на поводу» (там же, т. 3, с. 85).

[8] ПТОЛЕМЕЙ Клавдий (90–160) – древнегреч. ученый. Разработал математическую теорию движения планет вокруг неподвижной Земли, позволявшую предвычислить их положение на небе. Вместе с теорией движения Солнца и Луны она составила т. н. птолемееву систему мира.
Разместил: Немецкий философ Дата: 24.03.2009 Прочитано: 19466
Распечатать

Всего 1 на 5 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5

Дополнительно по данной категории

13.01.2011 - Учение Канта о прекрасном, или специфике эстетического суждения
10.01.2011 - Проблема целесообразности в философии Канта
16.10.2010 - Кант о возвышенном
13.10.2010 - Кант. Типология предметов эстетического восприятия
01.10.2010 - Теория художественного творчества Канта

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы