Разум и религия
Поздний Кант пишет «Религию в пределах только разума». Он предпринял этот труд, чтобы, в соответствии со своим замыслом, освободить веру, указав пределы разума. Задача вполне благородная, ибо проблема соотношения веры и разума (что чему подчиняется и что кого может контролировать) существовала не одно столетие, и Кант почувствовал, что у веры есть свой объект познания и что разум имеет свои пределы, за которыми не может действовать; тем самым Кант освобождает место вере.
Работа Канта была встречена в церковных кругах достаточно воинственно, поскольку Кант не принял многие догматы христианства, в частности догмат о Страшном суде. Кант считал себя лютеранином, но слова его часто расходились с делами. Впоследствии Кант написал другую работу, в которой попытался смягчить свои взгляды. – “Религия в пределах чистого разума” является исследованием, показывающим, что вероучения, подобно представлениям о природе, также имеют в себе стороны, коренящиеся в разуме.
В целом Кант настолько логично ответил на многие вопросы, настолько скрупулезно исследовал проблему, что в начале XIX века, до появления разного рода ницшеанских, позитивистских и др. околофилософских (поскольку сами себя они к философии не относили) течений, система Канта считалась своего рода образцом философского анализа. Поэтому некоторые богословов (протестанты, католики и даже православные) высказывали пожелание изложить христианскую догматику не так, как она традиционно изложена свв. Отцами Церкви (они использовали философию Платона или Аристотеля), а на основе системы Канта (отчасти такие попытки предпринимались).
[1] В этом виде она почти неизвестна в Англии, где “человека, сделавшего самого себя” (self-made man) считают выскочкой. Важность этой идеи связана с тем, что на континенте образование в течение долгого времени было привилегией средних классов, в то время как в Англии оно было доступно и низшим классам. Большинство этих идей пришло на континент из Англии в виде книги, опубликованной в 1732 году: в своих «Письмах об Англии» Вольтер сравнивает английское конституционное правление с абсолютной монархией, религиозную терпимость в Англии – с консерватизмом Римской церкви, объяснительную мощь космологии Ньютона и аналитического эмпиризма Локка – с догматизмом Декарта. Книга Вольтера была предана сожжению, однако ее публикация была знаком начинавшегося философского движения – движения, интеллектуальный запал которого был мало понятен в Англии с ее специфическими условиями. Через 60 лет после смерти Канта те же самые английские идеи были представлены Англии в качестве «мелочного и претенциозного интеллектуализма» и можно усмотреть иронию судьбы в том, что английское слово «Просвещение», ставшее названием движения, начало которому положил Вольтер, в Англии все еще сохраняет оттенок мелочности и претенциозности.
[2] У Канта есть работа «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки» (или просто «Пролегомены»), написанная после «Критики чистого разума» и являющаяся ее авторским конспектом. Она более краткая, но содержит в себе практически все мысли, изложенные в «Критике чистого разума», но в схематичной форме, без доказательств.
[3] Баумгартен Александр Готлиб (1714–1762) – нем. философ, последователь Вольфа. Впервые ввел термин «эстетика», к-рым он обозначил науку о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства, в противоположность логике – науке о рассудочном познании. Вопросам чувственного познания Б. посвятил незавершенный труд «Эстетика». Б. не является основателем эстетики как науки, но введенное им понятие «эстетика» соответствовало потребностям развития эстетической мысли и получило широкое распространение.
[4] Вольф Христиан (1679–1754) – нем. философ-рационалист, просветитель, систематизатор и популяризатор идей Лейбница, проф. ун-та в Галле, ин. почетный член П-Б. АН (1725). Выхолащивая диал. элементы лейбницевского учения, В. развивал метафизический телеологизм, по к-рому всеобщая связь, гармония бытия объясняется целями, установленными Богом. В. был также своеобразным обновителем схоластики. В основу построения своей системы он положил метод рационалистической дедукции, согласно к-рому все истины философии выводятся из формально-логического закона противоречия. Во взглядах на об-во он отстаивал т. эр. просвещенного абсолютизма.
[5] См. «Пролегомены», Добавление: «Образец оценки «Критики», предвосхищающей ее изучение». См. также «Критику», 2-е изд. (1787; первое издание было опубликовано в 1781 г.), с. 274–9, «Опровержение идеализма» и последнее примечание к предисловию к «Критике практического разума».
[6] ЭДДИНГТОН Артур (1882–1944) – английский астрофизик. Труды по теории внутреннего строения и эволюции звезд, теории относительности, релятивистской космологии. Первым рассчитал модели звезд, находящихся в лучистом равновесии. Экспериментально подтвердил (1919) отклонение светового луча в поле тяготения Солнца, предсказанное общей теорией относительности.
[7] «Естествоиспытатели поняли, что разум... должен... заставлять природу отвечать на его вопросы, а не тащиться у нее словно на поводу» (там же, т. 3, с. 85).
[8] ПТОЛЕМЕЙ Клавдий (90–160) – древнегреч. ученый. Разработал математическую теорию движения планет вокруг неподвижной Земли, позволявшую предвычислить их положение на небе. Вместе с теорией движения Солнца и Луны она составила т. н. птолемееву систему мира. |