Человек для Унамуно — существо не только мыслящее, но и чувствующее, определяющим его чувством является мучительная жажда бессмертия, потребность «безгранично распространиться в пространстве и бесконечно продолжиться во времени», стремление быть «либо всем, либо ничем» (там же, гл. III). Отсюда центральная проблема: соотношение конечности человека и бесконечности мира, проблема смерти и бессмертия; «жажда Бога», определяющая безвыходную драму, порождающая «боль».
1. Мигель де Унамуно
Мигель де Унамуно – испанский философ и писатель, представитель экзистенциализма. Для его творчества было характерно трагическое мироощущение, связанное с приближением Первой мировой войны («О трагическом чувстве жизни у людей и народов», 1913), неприятие в 1923 г. военной диктатуры, а затем революции 1931 г. в Испании.
С одной стороны он пытался сохранить веру в бессмертие но одновременно узаконить свои сомнения в истинах религии («Агония христианства», 1931). Неканоническое толкование христианства и христианской веры привело к тому, что главные философские книги Унамуно были внесены Ватиканом в Индекс запрещенных книг.
Унамуно – героический пессимист, самоопредяется как «дон-кихотизм», как духовный бунт (т. е. борьбе во имя неосуществимого идеала, представляющейся разуму безумием) и эстетической утопии.
2. Биография
Получил классическое католическое образование. Однако, поступив в 1880 в Мадридский университет, ориентируется на науку, увлекается позитивизмом и социализмом. Возвратившись в Бильбао, преподает латынь; к этому же периоду относится и начало его журналистикой деятельности. В 1891 после женитьбы участвует в конкурсе на замещение должности заведующего кафедрой греческой филологии в Саламанкском университете, победа в котором на всю жизнь связывает его со знаменитым университетом Испании, который он долгие годы возглавляет в качестве ректора.
Образ жизни Унамуно отличается размеренностью: сосредоточенная интеллектуальная работа (Унамуно специально овладел датским языком ради прочтения Кьеркегора в оригинале), большая семья (отец 8 детей), устоявшийся распорядок (ранний подъем, до обеда – работа в университете, прогулка, 2 часа в клубе, вечер – за письменным столом).
Вместе с тем, Унамуно – страстный политик, горячо отзывающийся на современные ему социальные события (при общелиберальной ориентации был близок к социалистом, хотя и писал о том, что хотел бы, чтобы социализм «видел бы, кроме экономического, и что-то другое»; в качестве кандидатуры от социалистов выдвигался на выборах в кортесы, участвовал в социалистических изданиях). За оппозиционную ориентацию был смещен монархическим правительством с поста ректора Саламанского университета (1914); позднее – военной диктатурой Примо де Риверы за антимилитаристические выступления был сослан на Канары (протест против высылки Унамуно был подписан А. Эйнштейном, Р. Ролланом, Т. Манном); несмотря на помилование, не вернулся в страну вплоть до падения диктатуры (1930), однако бежал из ссылки, жил во Франции близ испанской границы (Эндайо, у Бискайского залива). После установления республики, вернулся на родину, был избран председателем Высшего национального совета по культуре, депутатом конституционного собрания, почетным гражданином, однако, оставаясь борцом за права человека, подписал протест против массовых репрессий после подавлений Астурийского восстания; трагически обманувшись в природе антиправительственного движения, примыкает к фашистскому мятежу, однако практически сразу понимает его характер, резко дистанцируясь от него (знаменитое проклятие Унамуно Франко) и публично выступая против фашистской диктатуры (известная речь Унамуно на торжественном акте в университете: «Вы можете победить, но не можете убедить...»). Последние месяцы жизни Унамуно прошли под домашним арестом; умер в полной духовной изоляции.
|