Интенция | Все о философии Бесплатные тесты онлайн
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
В чeм смысл жизни?

В ощущениях
В слиянии с Божественным
В Познании
В служении обществу
Смысл жизни-спекуляция разума


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 402
Комментарии: 0
Спонсоры

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Богоискательство: Мигель де Унамуно (1864–1936)



7. К бессмертию!

Стремление человека к бессмертию Унамуно определяет как “субстанцию его души”, как “тайну жизни” каждого человека, в каждой душе принимающую особые формы, но связанную с общей тайной, “тайной Человечества”, к-рая и есть “конечная и вечная субстанция”. Так Унамуно наполняет понятие субстанции философско-поэтическим содержанием, призванным подчеркнуть целостность его бытия.

С этих позиций Унамуно обращается к проблеме общения конкретного единичного индивида с другими людьми (проблема “Другого”), к-рые часто будут восприниматься как “ближние”. Чтобы общение состоялось, необходимо ощутить в другом человеке боль, возникающую при осознании человеком своей смертности, и разделить с ним жажду бессмертия. Эта общая боль выливается в любовь к “другому” как “ближнему”, в основе к-рой лежит сострадание. Именно сострадание и должно, согласно логике Унамуно, определять наше отношение с другим человеком. Для Унамуно неспособность почувствовать “боль” другого свидетельствует также и о том, что совр. человек страдает недостатком воображения. Именно “воображение” позволяет вообразить, представить себе духовную драму “другого”. «Отсутствие воображения и есть источник отсутствия милосердия и любви».

Важной стороной такого процесса сотворчества другого для Унамуно является требование “разбудить спящего”, т. е. способствовать тому, чтобы другой человек, “ближний”, в том случае, если он живет внешней жизнью, пробудился, почувствовал, что душа его находится в клетке, открыл бы собственную субстанциальность, а вместе с этим и желание стать незаменимым и не заслуживающим смерти.

В работе “Жизнь Дон Кихота и Санчо” Унамуно трактует желание Дон Кихота стать странствующим рыцарем как стремление прославить и обессмертить свое имя и тем «расширить свою личность в пространстве и во времени». «Бедный хитроумный идальго не искал ни преходящей выгоды, ни телесных наслаждений, он искал увековечения своего имени и славы, ставя имя выше себя самого. Он подчинил себя собственной идее, вечному Дон Кихоту, памяти, которая о нем сохранится».

8. Агония христианства

В работе «Агония христианства» (1924) трагическое чувство жизни человека перед лицом смерти (предвосхитившее представление о “бытии к смерти” Хайдеггера) Унамуно называет “агонией”.

Унамуно различает христианство как жизнь отдельного христианина и христианство как учение. В первом случае христианство рассматривается как «нечто индивидуальное и не передаваемое». Унамуно говорит об «агонии христианства в каждом из нас» и пытается выразить «то, что... является моей агонией, моей борьбой за христианство, агонией христианства во мне, его смерть и его воскрешение в каждый момент моей внутренней жизни».

Для Унамуно христианство – экзистенциальное бытие христианина, это способ быть христианином, т. е. чувствовать [культивировать?] рождение, агонию и смерть Христа в себе. Он определяет агонию как борьбу, в процессе которой каждый христианин должен создать свою бессмертную душу, создать свое бессмертие. Смысл пришествия Христа он видит не в его смерти, но в Его агонии, подчеркивая существование в Испании культа Христа страдающего.

9. Вера как созидание

Прежде всего – проблем веры, смерти и надвитального (для Унамуно – социально-исторического) предназначения личности. По Унамуно, «верить – это значит созидать», и потому именно «вера – источник реальности». Таким образом, подлинная реальность человека, его подлинное творчество заключается именно в страстной вере: «существует только то, что активно действует», – «носитель идеала и воли». Лишь носитель идеала, обладающий верой в возможность его осуществления и потому достаточной волей для его реализации, получает у Унамуно статус личности (остальные – "сумеречные персонажи", которые «не являются личностями и не обладают реальностью внутреннего содержания»).

В рамках такого подхода, в принципе, не существенно, идет речь о человеке "из плоти и крови" или "продукте воображения" («Дон Кихот не менее реален, чем Сервантес»), ибо наделенный художником волей и страстью образ, поднявшись над сумеречностью и обретя значимость символа, обретает и подлинную реальность существования; «реальное (реально человеческое), которое желает быть или желает не быть, есть символ, но и символ в своей реальности может стать человеком».

Разместил: Sanin Дата: 04.04.2009 Прочитано: 7777
Распечатать

Всего 1 на 5 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 >>

Дополнительно по данной категории

18.12.2010 - Этика экзистенциализма
06.04.2009 - Экзистенциализм
04.04.2009 - Бунт: Альбер Камю (1913–1960)
06.03.2009 - Причины возникновения экзистенциализма, его разновидности и представители
06.03.2009 - Немецкий экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

философский камень
Полезное
Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы