Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Высшая ценность - это

Личные принципы
Бог, Высший разум
Сама жизнь
Другой вариант


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1002
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Богоискательство: Мигель де Унамуно (1864–1936)



10. Проблема бытия Бога

В этом контексте необыкновенно остро встает проблема Бога, ибо Его бытие оказывается продуктом индивидуальной веры: «верить в Бога – это значит страстно желать Его существования, вести себя так, как если бы Бог существовал».

Напряженная жажда Бога и осознание собственного безверия экзистенциально трагично переживаются Унамуно в «Молитве атеиста»:

Господь несуществующий! Услышь
В Своем небытии мои моленья!...

Проблема бытия Бога оказывается столь значимой для Унамуно в связи с тем, что только Бог может выступить гарантом индивидуального бессмертия: «ведь если Бога нет, – всё бессмысленно».

Поскольку жизнь индивидуального сознания выступает для Унамуно не только максимальной (и фактически единственной) ценностью, но и единственно значимой реальностью, постольку проблема смерти стоит у него чрезвычайно остро: «я хочу жить вечно – я, я, а не какое-то всемирное или божественное сознание», «я жажду бессмертия, мне оно необходимо, не-об-хо-ди-мо».

Сформулированное Унамуно "трагическое чувство жизни" в том и заключается, что человеку дано осознать свою смертность наряду с жаждой бессмертия, постичь всю глубину грядущей потери: «жизнь – это трагедия, постоянная борьба без победы и даже без надежды на победу».

11. Сомнение как способ христианской жизни

В условиях понимания своей смертности единственно возможным «способом человеческого существования является агония» как «постоянный бой с умственным отчаянием».

Способом христианской жизни, т. е. жизни верой, для Унамуно является сомнение: «Вера не сомневающаяся – это мертвая вера». Но речь идет о сомнении паскалевском, «которое не является сомнением картезианским или методическим, это жизненное сомнение..., а не сомнение в выборе пути, метода». (Это есть экзистирование перед лицом смерти). Есть вера разума и есть вера надежды, эта последняя и принимается Унамуно как христианская вера.

12. Статус ничто

В этом контексте у Унамуно оформляется особый амбивалентный статус феномена "ничто". С одной стороны, "ничто" имеет традиционную сугубо негативную семантику («примем ничто, которое, может быть, нас ждет, как несправедливость, будем сражаться с судьбой, даже не надеясь на победу, будем сражаться с ней по-донкихотски»). С другой же стороны, "ничто" как внутренняя основа смертного существования обладает позитивно-креационным потенциалом, выступая у Унамуно источником любого творчества и, следовательно, любой реальности: «из сознания собственной глубины ничто человека черпает новые силы, дабы стремиться быть всем».

13. Критика основной позиции Унамуно

Мазохизм. «Сбежала Мальвина, невеста моя …». Ее нельзя привести к Пьеро – иначе всё кончится. Амбивалентность: «… лукавый раб и ленивый!» (Мф. 25, 24-29).

14. Учение об интраистории

Экзистенциальная ориентация философии Унамуно отчетливо проявляется и в его концепции истории. Унамуно разделяет исторический процесс на внешнюю историю (хронологический поток фактологической событийности, подлежащей типологизации по формальным признакам), и интраисторию.

Интраистория – это непознаваемое основание, иррациональная суть исторических явлений и событий (языка, семьи и т. п.). Интраистория есть «осадок истории», то экзистенциальное, "интимное", "глубинное и молчаливое", которое объединяет людей не по формальным, а по "органическим" (имманентным) основаниям: не цивилизация, но культура; не нации, но народ; не литературные традиции, но живой язык и т. п.

Унамуно далек от космополитизма: как «внутри человека, а не вне его, должны мы искать Человека», так и «вне каждого конкретного клочка земли нет ничего, кроме геометрического пространства». Ценность Родины осмысливается у Унамуно как экзистенциальная, и потому сопоставимая с абсолютной ценностью "внутренней жизни".

Глобальный вектор трансформации истории в интраисторию Унамуно видит не в том, чтобы "европезировать Испанию", а в том, чтобы "испанизировать Европу". Внутри самой Испании эта задача артикулируется как необходимость "дон-кихотизировать" Санчо Пансу, олицетворяющего для Унамуно народ, который исконно приобщен к нетленным ценностям бытия перед лицом воплощенной в природных циклах вечности (аналогичен образ Марины как воплощения подлинности и "обаяния повседневности" в романе "Любовь и педагогика"), однако не осознает своей творческой роли, лишен порыва к действию. Именно в том, чтобы задать импульс разворачивания этого имплицитного креативного потенциала и видит Унамуно свою «провиденциальную миссию... в Испании».

Однако сдвиг в интраисторию достигается, по Унамуно, отнюдь не в процессе массового движения: «чтобы возродить Испанию, чтобы спасти Испанию, нужно отправляться в путь в одиночку». В последние годы жизни Унамуно концепция "донкихотизации" сдвигается в сторону христианской эсхатологии: в работе «Святой Мануэль Добрый, мученик» фактически выстраивается параллель образов Дона Кихота и Иисуса Христа: «я был безумен, а теперь я здоров, я был Доном Кихотом Ламанчским, а ныне... я – Алонса Кихано Добрый».

По оценке Ортеги-и-Гассета, Унамуно «выпускал свое "я" на волю", "как феодальный сеньор знамя на поле боя»).
Разместил: Sanin Дата: 04.04.2009 Прочитано: 22275
Распечатать

Всего 1 на 5 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5

Дополнительно по данной категории

18.12.2010 - Этика экзистенциализма
06.04.2009 - Экзистенциализм
04.04.2009 - Бунт: Альбер Камю (1913–1960)
06.03.2009 - Причины возникновения экзистенциализма, его разновидности и представители
06.03.2009 - Немецкий экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы