5. Конкретное (не абстрактное) как универсальное
В труде «О трагическом чувстве жизни у людей и народов» (1913) он одним из первых выступил с критикой философской классики, выдвинувшей в качестве субъекта философии абстрактного человека «ни отсюда, ни оттуда, ни из той эпохи и не из этой, не имеющего ни пола, ни родины, в конечном счете, просто идею». Как альтернативу Унамуно провозглашает необходимость обращения к конкретному человеку, «из плоти и крови, тому, кто рождается, страдает и умирает – особенно умирает, – кто ест и пьет, играет и спит, думает и желает, которого мы видим и слышим, брата, настоящего брата».
Исходя из утверждения, что «единичное является не частным, а универсальным», что единичный человек несет в себе весь универсум, являясь и сам в то же время универсумом, Унамуно именно с ним связывает возможность подхода к проблемам абсолютного значения.
Поскольку для него, философа и писателя в одном лице, граница между жизнью экзистенциального индивида и литературного героя является достаточно прозрачной, Унамуно раскрывает эти идеи на примере отношения постоянно присутствующих в его размышлениях Дон Кихота и Санчо: сделав Санчо своим оруженосцем. Дон Кихот в нем полюбил все человечество. Ведь сказано “возлюбите ближнего”, а не “любите Человечество”, ибо человечество – это та отвлеченность, которую каждый человек конкретизирует в лице самого себя и ближних.
6. Проблема смертности
Этого единичного человека Унамуно рассматривал как существо не только рациональное, но и – гл. обр. – эмоциональное, чувствующее, и определяющим его чувством считал мучительную жажду бессмертия, потребность в том, чтобы его существование никогда не кончалось. Он стремится, не переставая быть самим собой, быть еще и всеми другими, пытается «углубиться в тотальность видимых и невидимых вещей, безгранично распространиться в пространстве и бесконечно продолжиться во времени». Так возникает центральная проблема всех его размышлений – проблема соотношения конечности человека и бесконечности мира, проблема смерти и бессмертия.
Унамуно определяет жизнь человека как бесконечную и безвыходную драму, разыгрывающуюся между конечностью его индивидуального бытия и жаждой бессмертия, к-рая вызывает у него жажду приобщения к божественности, “жажду Бога”. Неспособность человека “быть всем и обладать всем” порождает в нем постоянную тоску, “боль”, но одновременно и протест, во многом определяющие характер его бытия.
Воспринимая философское творчество в единстве с экзистенциальным бытием его носителя, Унамуно считал, что каждый крупный мыслитель стоит перед этой проблемой, причем это определяется не только логикой философских исканий, но и потребностью в ее решении для живущего в каждом философе человека. Поэтому при знакомстве с философом обязательно принимать во внимание не только систему взглядов, но и его жизнь. Унамуно применяет это требование к анализу кантовских “Критик”: Кант – человек, обладавший не только глубоко мыслящей головой, но и чутким сердцем, “превратив в ходе своего анализа в пыль традиц. доказательства существования Бога” в работах “Критика чистого разума” и “Критика практич. разума” сердцем реконструирует то, что прежде разрушил умом.
|