Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
В чeм смысл жизни?

В ощущениях
В слиянии с Божественным
В Познании
В служении обществу
Смысл жизни-спекуляция разума


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1006
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Взаимоотношение философии и частных наук в атомизме



Демокрит не просто сформулировал основные принципы и положения атомистической доктрины, но и попытался систематически и последовательно применить эти принципы в исследованиях специально-научного характера и тем самым выработать стройное, в целом достаточно последовательное, универсальное философско-научное мировоззрение. Вследствие этой органической связи общефилософских принципов и специально-научных теоретических концепций различные области специального знания (область математических познаний, астрономия, биология, психология, языкознание и т. д.) выступили у Демокрита в форме философски осмысленных и обоснованных наукл Это явление, отсутствовавшее на ранних этапах развития античной натурфилософии и науки, начиная уже с пифагорейцев, а затем в атомистическом учении Демокрита проступает все более ясно и определенно.

Философские принципы атомизма, впервые сформулированные Левкиппом, выступили у Демокрита, а позднее у Эпикура и его последователей в качестве универсального метода интерпретации, объяснения и обоснования всех имеющихся знаний о мире: знаний о неживой и живой природе, человеке и человеческом обществе, человеческом познании и речевой деятельности и т. д. Имея в виду это обстоятельство, а также то, что Демокрит не только сформулировал, но и постоянно использовал в познании метод причинного объяснения, Аристотель утверждал, что именно Демокрит заложил основы научного метода исследования в целом.

Принципы атомизма явились универсальным, простым и вместе с тем весьма эффективным методом интерпретации, позволившим связать между собой различные области частного, специального знания и тем самым дать им -единообразное философское обоснование, они послужили последним основанием специальных причинных объяснений явлений, относящихся к самым различным сферам реальности. Что же касается оценки степени существенности и значимости результатов применения универсальных принципов атомизма к пониманию природы различных явлений реальности, то она, на наш взгляд, должна быть весьма дифференцированной.

Наиболее удачным и существенным с познавательной точки зрения оказалось применение принципов атомизма к области механических явлений (в космологии, в понимании природы четырех стихий), имеющих дело с относительно простыми структурно-функциональными целостными образованиями и присущими им простыми формами движения (преимущественно механической формой — движением в смысле пространственного перемещения). Здесь атомистические принципы явились в достаточной мере адекватными природе самих исследуемых явлений. Вместе с тем, как показало наше исследование, применение абстрактных принципов атома и пустоты к пониманию явлений более сложной природы (происхождения жизни и ее процессов, процесса познания), а также явлений элементарно простых (в частности, в рассмотрении некоторых математических объектов) породило ряд серьезных теоретических трудностей. Все эти трудности выразились в конечном итоге в различного рода непоследовательностях: во-первых, во внутренней непоследовательности самого атомистического учения как такового и, во-вторых, в несогласованности атомистической трактовки природы некоторых явлений с общепринятыми теоретическими представлениями о характере этих явлений, в непоследовательности внешнего характера.

Трудности первого рода в значительной мере были связаны с недопониманием самими атомистами всей теоретической мощи их универсального метода. Это привело в конечном итоге к тому, что целый ряд областей явлений реальности не был подвергнут объяснению и истолкованию с точки зрения принципов атомизма, что демонстрирует логическую непоследовательность в их применении. В частности, из всех видов ощущений, связанных с деятельностью внешних чувств, только ощущения запаха не были истолкованы и объяснены на основе атомистических принципов. Вместе с тем непоследовательное применение разработанного атомистами универсального метода могло быть обусловлено неразвитостью, недостаточной зрелостью соответствующей области познаваемых явлений, как это имело место, например, в случае трактовки атомистами явлений общественной жизни. В эпоху Демокрита они не могли получить атомистическую трактовку прежде всего в силу незрелости, неразвитости общественных отношений.

Трудности более существенного порядка были связаны с изначальной ограниченностью содержания самих исходных принципов атомов и пустоты, не позволявших в силу присущей им простоты (и тем самым «пустоты» их внутреннего содержания) дать сколько-нибудь глубокое, адекватное понимание и истолкование природы целого ряда рассмотренных атомистами явлений. Дело в том, что специфика целого ряда явлений природы вообще плохо объяснялась, а если и объяснялась, то весьма поверхностно, исходя из жестко определенного, однозначного, весьма тощего и, главное, негибкого содержания самих принципов атомов и пустоты. Можно признать вполне справедливой критику атомизма последующими мыслителями и учеными, обвинившими атомизм в механицизме.

Разместил: Атомист Дата: 03.10.2010 Прочитано: 14247
Распечатать

Всего 1 на 3 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 >>

Дополнительно по данной категории

03.11.2010 - Философское учение атомизма
28.10.2010 - Атомистическая наука
26.10.2010 - Атомистическая теория языка и речи
23.10.2010 - Атомистическая интерпретация четырех элементов
19.10.2010 - Теория познания Демокрита

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы