Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Высшая ценность - это

Личные принципы
Бог, Высший разум
Сама жизнь
Другой вариант


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1004
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Взаимоотношение философии и частных наук в атомизме



Уже Дионисий Великий в своем сочинении «О природе», правильно поняв сущность и основную тенденцию атомизма сводить всякое сложное к составляющим его простым элементам, выдвинул против атомизма следующее возражение: ни строение и совместная деятельность различных органов человеческого тела, ни тем более духовная деятельность несовместимы с принципами атомистической доктрины.
Значительные трудности выявились и в процессе применения принципов атомов и пустоты к предметам исключительно простым. Последнее имело место прежде всего в атомистической трактовке природы ряда математических объектов (линий, плоскостей и т. д.). Для адекватного понимания их природы существенной является наряду с категорией прерывности, непосредственно связанной с понятием атома, категория непрерывности, связанная с бесконечной делимостью этих математических объектов. Отстаивая прежде всего правоту и истинность своих философских принципов, в данном случае — идею дискретного, атомистического строения линий и плоскостей, атомисты вступали в конфликт с математиками. Стремление сохранить верность своим основополагающим универсальным принципам и завидная логическая последовательность в их применении даже в этом весьма спорном и трудном случае были в определенной мере оправданы успешным применением принципов атомизма к объяснению природы явлений других областей реальности. Однако именно благодаря этой логической последовательности вскрылась их ограниченность и односторонность.

В целом решение атомистами проблемы взаимоотношения философского и частнонаучного знания представляет собой значительный шаг вперед по сравнению с ее трактовкой в рамках натурфилософских учений и пифагореизма. Это выражается как в значительно более строгой разработанности основной философемы атомистов («в основе всех вещей лежат атомы и пустота»), так и в значительно более широкой и глубокой разработанности специально-научных теоретических построений.

В силу этой большей разработанности атомистического учения как вглубь (в смысле разработки собственно философского его элемента), так и вширь (в смысле построения различных специ-альнонаучных теоретических концепций) само решение проблемы взаимоотношения философского и частнонаучного знания в атомизме носит диалектический характер.

С одной стороны, у атомистов явно прослеживается тенденция разграничить, отделить универсальные философские принципы от специально-теоретических построений, разработать их специальным образом и понять их в их специфике и своеобразии. Свое первое, поверхностное выражение эта тенденция получает в фиксации различных названий собственно философских сочинений и работ специально-научного содержания. Более глубокой формой выражения этой тенденции является приписывание философскому знанию большей ценности и существенности по сравнению с простым многознанием, характерным для знания частных наук, не синтезированного еще в целостное, универсальное мировоззрение. Наконец, наиболее глубокой формой выражения понимания различий в природе философского знания и знания частнонаучного является тезис атомистов об универсальности и предельной глубине их основополагающей философемы, в противовес которой всякое иное знание, относящееся к той или иной специальной области, понимается не только как частное и в этом смысле ограниченное, но и как менее глубокое, нежели знание, характеризующее их философский принцип.

С другой стороны, атомисты стремятся связать воедино эти различные по степени общности, глубины и ценности типы знания. Данная тенденция находит свое проявление в достаточно строгом (несмотря на отдельные неудачи и трудности), систематическом и последовательном проведении атомистических принципов через всю совокупность частных, специальных научно-теоретических построений. Результатом такого последовательного проведения принципов атомизма в теоретическом познании природы явлений, принадлежащих к различным частным областям реальности, оказываются универсальное философское обоснование и философская интерпретация различных разделов частного, специально-научного знания, демонстрирующие способ конкретной связи этих различных, в известном смысле противоположных типов знания — знания частнонаучного и знания универсально-философского. Такой способ связи этих различных типов знания и дал в итоге то целостное, достаточно последовательное, универсальное мировоззрение, мировоззрение научно-философского характера, которое в известном смысле является идеалом и для ряда современных философских учений, признающих необходимость союза философии и науки.

Надточаев А. С
Разместил: Атомист Дата: 03.10.2010 Прочитано: 14248
Распечатать

Всего 1 на 3 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3

Дополнительно по данной категории

03.11.2010 - Философское учение атомизма
28.10.2010 - Атомистическая наука
26.10.2010 - Атомистическая теория языка и речи
23.10.2010 - Атомистическая интерпретация четырех элементов
19.10.2010 - Теория познания Демокрита

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы