Диалектика единства и множественности (диалог «Парменид»)
1. О чем ведется спор?
Достижениями Платона в области диалектики единства и множественности воспользуется потом свт. Василий Великий в своей конструкции православной Троицы.
«– Ведь, оставаясь единою и тожественною, она в то же время вся целиком будет заключаться во множестве раздельных вещей и таким образом окажется отделенной от самой себя.
– Ничуть, – ответил Сократ, – ведь вот, например, один и тот же день бывает одновременно во многих местах и от этого нисколько не отделяется от самого себя, – так и каждая идея, оставаясь единою и тожественною, может в то же время пребывать во всем. …»
«– … все идеи суть то, что они суть, лишь в отношении одна к другой, и лишь в этом отношении они обладают сущностью, а не в отношении к находящимся в нас подобиям ли или как бы их кто ни определял, участвуя в которых, мы называемся теми или иными именами. В свою очередь, эти находящиеся в нас подобия, одноименные с идеями, тоже существуют лишь во взаимоотношениях, а не в отношении к идеям: все эти одноименные подобия образуют свою особую область и в число идей не входят. … Если, например кто либо из нас есть господин или раб кого либо, то он, конечно, не раб господина самого по себе, "сущего господина", а также и господин не есть господин раба самого по себе, "сущего раба", но то и другое есть отношение человека к человеку. Само же господство есть то, что оно есть, по отношению к рабству самому по себе, точно также и само рабство есть рабство по отношению к господству самому по себе. А то, что есть в нас, не имеет силы по отношению к той области, равно как и она – к нам. Повторяю, идеи составляют особую область и относятся лишь к самим себе, и точно также образы, находящиеся у нас, относятся только к самим себе.».
2. Диалектика Единого и Сущего (диалоги «Софист» и «Парменид»)
Утверждая абсолютную противоположность между миром идеальным и чувственным, Платон признавал первый из них истинно-сущим, второй как нечто "вечно возникающее и уничтожающееся, но никогда не существующее истинно", в основе своей он сводящееся к небытию.
Но в таком случае, в чем же отличие от Парменида? Как спасти хотя бы относительную действительность мира и как сохранить самое множество идей в отличие от отвлеченного и неподвижного единства элейской школы, к которому тяготели и мегарские философы? Единое Парменида немыслимо, невыразимо вовсе, как это признал уже Горгий.
Платон решает эту проблему следующим образом: абсолютно единое не исключает, а, наоборот, заключает в себе множество определений.
"Единое" и "Сущее" – 2 различные наименования, которым соответствуют различные понятия; приписывая Сущему единство, мы мыслим его как некоторое целое, следовательно, предполагаем в нем множество частей; далее Сущее, поскольку оно познается нами, сообщается нашей мысли, – действует на нее, движется к ней: постольку, стало быть, оно не есть нечто неподвижное, но нечто живое, действующее. Поскольку Сущее есть нечто умопостигаемое, оно есть само нечто сродное нашей мысли: и мы не можем мыслить его иначе как действующим, живым, сродным мысли и разумным. Соответственно, тому и самое действие и движение представляется нам как нечто сущее, реальное – в отличие от учения элейской школы. Таким образом единое Сущее обнимает в себе множество противоположных определений, которые познает истинный философ, диалектически переходя от определения к определению.
Далее Платон настаивает на том, что самое небытие не есть абсолютная противоположность Сущего: оно есть лишь нечто "иное", отличное от него. В этом-то смысле можно сказать, что оно существует; и всякое определение, поскольку оно исключает или отрицает другие определения, причастно началу небытия; например, покой не есть движение, единство не есть множество и т.д. (omnis determinatio est negatio). Таким образом, в самый мир идей вносится начало небытия, и постольку "истинно-сущее" Платона понимается, как заключающее в себе свое противоположное, как начало, действительно обосновывающее свое иное. На самом деле оно есть единое, заключает в себе начала покоя и движения, тождества и различия.
Учение о материи
1. Материя как небытие
Не признавая за вещами подлинного бытия, Платон, однако, не относил их в разряд небытия. Таковым он считал лишь материю – как нечто неопределенное и непостижимое, пассивное и бесформенное, принимающее в себя все исчезающее и умирающее.
Таким образом, онтологическая картина мира выстраивается у Платона в виде 3-х (или 4-5-х) “этажей”. Верхний занимает бытие (идеи), нижний – небытие (материя) а промежуточный – неподлинное бытие (вещи, чувственно воспринимаемый мир).
Платон выделяет «три рода:
то, что рождает /чувственные вещи/,
то, внутри чего совершается рождение материи и
то, по образу чего возрастает рождающееся/ идеальный про-образ»
Бог: Демиург Совечен идеям, Творец.
Бытие:(область вечного божественного бытия) Идея Блага Идеи вечны, едины и неизменны.
Математическое бытие Числа Числа вечны, неизменны, но отягощенны “материей пространства” (геометрия).
Неподлинное бытие: Вещи(чувственно воспринимаемый мир) Вещи скоропреходящи, множественны, изменчивы. Вещи колеблются между бытием и небытием
Небытие (mh on): Материя Восприемница, та среда, в которой отражаются идеи. Подкладка.
Явления – это лишь отражения идей; но такое отражение предполагает особую причину: где то зеркало, в котором они отражаются, в которое дробится и преломляется их вечный свет? Платон признавал, что в природе ничто не объяснимо без разума, ибо нет ничего, что не имело бы свою идею, свою цель. Поэтому во всей природе мы находим замечательную целесообразность и гармонию, видим проявления разума и во внешнем строении природы, и в инстинктах и сознании животных и человека; но вместе с тем мы находим в природе и нечто отличное от идеи, противоречащее разумному началу.
Идеи суть истинные причины всего сущего. Как же объяснить из полноты бытия идей неполное чувственное бытие? И вот наряду с этими 2-мя порядками сущего – идеями и явлениями – Платон признал 3-е начало – материю. Она и есть то зеркало, та среда, в которой являются, отражаются идеи.
|