Пифагорейский союз основывался на добровольных началах. Относительно каждого желающего стать его членом собирались сведения о его прошлой деятельности. Вступающий в члены сообщества подвергался специальным испытаниям.
Он отказывался от права личной собственности на свое имущество и богатство, которое отныне становилось достоянием всего союза, но мог получить их обратно в случае своего выхода из сообщества. В члены союза принимались преимущественно лица мужского пола, но, по всей вероятности, принимались и отдельные женщины (имеются свидетельства, что к союзу принадлежали жена Пифагора и жена пифагорейца Бронтина). Принятые в союз члены обязаны были следовать пифагорейскому образу жизни, регламентирующему различные стороны практического поведения пифагорейцев, и вырабатывать своеобразный пифагорейский образ мысли. Средствами приобретения последнего считались помимо гимнастических и музыкальных занятий прежде всего занятия математическими науками, а на высших ступенях — занятия философией. Члены союза обязаны были строго хранить целый ряд тайн, «священных истин» пифагорейского учения, за разглашение которых они подвергались суровым наказаниям (от отлучения до физического уничтожения). В частности, одной из «тайн» пифагорейцев считалась открытая ими несоизмеримость диагонали квадрата с его стороной, а также их философские принципы.
Историки философии и науки существенно расходятся между собой уже в понимании высшей цели, которую преследовала организация союза и деятельность его членов. В частности, Гегель полагал, что высшее назначение союза заключалось в развитии высоконравственной личности посредством усовершенствования и развития не только физических, телесных способностей, но и научных и философских познаний. Аналогичной точки зрения придерживаются Виндельбанд и Целлер, усматривающие высшую цель пифагорейского союза в задаче нравственного обновления общественной жизни и совершенствовании отдельной личности. В соответствии с этим не только наука, но и философия и религия и весь образ практического поведения пифагорейцев трактуются как средства реализации этой высшей цели.
Маковельский, учитывая историческое развитие пифагореизма и связанные с ним изменения в характере основной цели пифагорейского союза, считает, что «пифагорейский союз первоначально был по преимуществу религиозным учреждением, он имел свой культ, свои правила богослужения, свои предписания относительно пищи, одежды, очищения и т. д.; каждый шаг жизни его членов был подчинен строгим правилам. Основатель этой церкви — Пифагор, является в глазах членов ее полубожественным существом, чудотворцем и прорицателем». Высшая цель союза на этом этапе заключалась, согласно Маковельскому, в спасении души, достигаемом «пифагорейским образом жизни», а «научным занятиям было отведено почетное, но незначительное место. В V веке научное исследование становится главным интересом школы и такое положение вещей сохраняется до половины IV века, когда научный пифагореизм как самостоятельное течение философской мысли сходит со сцены; он сливается с платонизмом и перекочевывает в древнюю Академию. Этот момент и считают обыкновенно концом древней пифагорейской школы. Однако пифагореизм, как религиозное явление (пифагорейские оргии и мистерии), не только не исчезает вместе с пифагорейской философией, но, напротив, распространяется еще сильнее, как об этом можно судить на основании фрагментов средней комедии». Пройдя стадию мистицизма, пифагореизм в начале I в. н. э. возрождается в форме неопифагореизма, с одной стороны, и входит в содержание учений Академии, Стой и христианской церкви — с другой. Таким образом, с точки зрения Маковельского, цель пифагореизма существенно преобразуется от первоначально религиозной в научную, после чего возрождается религиозный характер учения, который затем раздваивается на две цели: научно-философскую и собственно религиозную, сливающуюся с учением христианской церкви.
Другие авторы главную цель пифагорейского союза усматривают в научной деятельности его членов (Аристоксен), многие историки, в том числе советские, видят ее в политической деятельности (точка зрения, восходящая к Дикеарху). При этом выявляются значительные расхождения в трактовке существа политики, проводимой пифагорейцами. Пифагорейское сообщество квалифицируют то как аристократический союз, политическая деятельность которого, в сущности, была антидемократической, реакционной, служащей интересам богатой аристократии (точка зрения советских авторов трехтомной «Истории философии», игнорируя то обстоятельство, что, вступая в союз, члены его добровольно приносили в общее достояние свою личную собственность и богатство, то как союз интеллектуальной, а не родовой аристократии, то как союз, деятельность которого имела демократическую направленность (точка зрения Дж. Томсона, Дж. Бернала). Что же в этих точках зрения отражает обусловленный тем или иным интересом их авторов вымысел, а что воспроизводит историческую правду?
Споры о том, какова же была высшая цель деятельности пифагорейского союза, несомненно, имеют под собой определенные основания, но все же в значительной мере они не оправданы.
|