1. Душа как форма и энтелехия тела
2. Учение о трех уровнях души
3. Анализ душевных процессов (психология)
Душа как форма и энтелехия тела
1. Душа – цель тела
Яйцо есть курица по форме, но еще не энтелехиально, т. е. форма еще не реализовалась. Душа может быть у естественного тела, но не у искусственного (например, у топора), не у тела, созданного человеком. Наличие души – свойство завершенности тела, так как душа – энтелехия.
Форму и энтелехию живого тела Аристотель называет душой. По Аристотелю, душа отлична от тела, она нематериальна и неподвижна (в отличие от Платона, который считал душу самодвижущейся). Душа есть движущее начало, форма тела, организующая его, и вместе с тем – цель его: тело есть лишь орудие, приспособленное к ней, – ее орган. Душа есть цель, та нематериальная энергия, которая движет тело, созидает его, определяет его организацию. Она есть то, что осуществляет жизненную деятельность, которой потенциально наделено наше тело. Душа при этом мыслится как целостное формальное начало тела: "Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью".
2. Тело – неотъемлемый орган души
Душа обуславливает "самодвижение" (самопроизвольная деятельность) тела, самосохранение или поддержание жизни существа, его определенной органической формы; поэтому тело включает в себе его питание, размножение, рост, ощущение, представление, желание.
Без тела душа существовать не может, как форма не может быть без материи. Отличная от тела душа неотделима от него, немыслима без него, как зрение – без глаз, или как способность ходить – без ног. Как зрение есть психическая энергия глаза, или слух – психическая энергия слухового органа, или чувственность вообще – психическая энергия телесных органов чувств, так душа, обнимающая в себе все эти энергии, есть "энергия" живого организма в целом. Чувство должно иметь психическую сторону и физ. орган: без телесности нет душевной жизни.
Душа – для тела, и данное тело – для данной души: поэтому нет никакого переселения душ.
|