1. Древняя Индия
2. Древний Китай
1. Древняя Индия
Древняя Индия, пожалуй, наиболее близко подошла к философии. Этому немало способствовал отвлеченный характер индийских верования (атман, карма …).
Философия в Индии возникла на основе одной из самых древних человеческих цивилизаций; ее тысячелетние традиции, восходящие к 15–10 вв. до н. э., сохранились до настоящего времени.
Уже в первых памятниках инд. мысли, в Ведах, наряду с гимнами в честь многочисленных богов встречается понятие единого мирового порядка – понятие Риты.
Религиозно-философские комментарии к Ведам – Упанишады содержат идеи, во многом определившие все последующее развитие истории философии:
1) о единстве целостной духовной субстанции,
2) Брахмана,
3) индивидуальной души (дживы),
4) Атмана;
5) о бессмертии души, к-рая переходит из одного рождения в др., согласно закону кармы, или воздаяния.
В Индии очень рано отмечено различение истинного бытия от мира явленного. Уже в гимнах Ригведы, в частности в «Наса-диясукте», истинное бытие – сат – описывается как соответствующее законам, упорядочивающим мировой хаос и преобразующим его в космос. He-бытие же – асат – выступает воплощением сил, дезорганизирующих космос. Позднее в «Кена-упанишаде» о сущем, именуемом Брахманом, говорится, что оно есть «иное, чем познанное, а также выше познанного». Чувства и разум признаются способными зафиксировать лишь конкретные проявления сущего, но не постичь его самого.
Предфилософия Вед и Упанишад получила дальнейшее развитие в эпической поэме «Махабхарата», содержащей ряд текстов философского содержания. В «Бхагавадгите» – религиозно-философском наставлении Кришны (земное воплощение бога Вишну) Арджуне – эпическому герою – в момент перед началом битвы двух враждующих кланов, в драматические минуты, когда перед героем встает во всей беспощадной обнаженности вопрос о жизни и смерти, о смысле и сути бытия, Кришна объясняет Арджуне различие между истинным бытием и земным миром. Первое есть Высший Брахман – «бытие, погруженное в вечность», нерожденное и нетленное, пронизывающее этот мир и в то же время находящееся за его пределами («запределен, в тайной сути своей не проявлен»). Брахман – это то единое, что есть одновременно сущее и не-сущее, он не причастен к миру природных, преходящих форм.
Сущее именуется то Брахманом, то Атманом, при этом первый часто служит выражением объективного его аспекта (Бог, вездесущий дух, единое), а второй – субъективного (душа).
Продолжив теистическую тенденцию Упанишад, ведантисты отстаивали монистическую модель, в соответствии с которой Брахман – идеальное Единое, причина мира. Санхьяики и йогины склонялись к дуализму: они признавали непроявленное пракрити, обладающее не поддающимися определению элементами – гунами. Последние условно можно соотнести с такими свойствами, как стабильность, активность и инерция. Через проявление гун мыслилось развертывание единого в многообразии мира. В то же время индийские дуалисты наряду с реальностью по сути материального пракрити признавали в качестве независимого первоначала психические элементы – пурушу, некий чистый субъект.
|