Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
В чeм смысл жизни?

В ощущениях
В слиянии с Божественным
В Познании
В служении обществу
Смысл жизни-спекуляция разума


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1006
Комментарии: 1

Философы

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

РУССО (Rousseau) Жан-Жак (28 июня 1712, Женева — 2 июля 1778, Эрменонвиль)



Руссо фундирует возможность такого холизма социальной моделью "общественного договора", направленной "к полному отчуждению каждого члена со всеми своими правами в пользу общины", однако, поскольку "нет ни одного участника, по отношению к которому остальные не приобретают того же права, какое они ему уступают по отношению к себе, то каждый снова приобретает все, что он теряет" (ср. с гегелевской концепцией любви как отношений, в которых личность - обоюдно - отдает себя другому, но во встречном векторе самоотдачи другого вновь воссоединяется со своей сущностью и обретает целостность). Этот контекст предельно актуализирует во взглядах Руссо педагогическую составляющую.

Основываясь на принципах сенсуализма, Руссо исповедует очевидный педагогический оптимизм, причем его эдукационизм (лат. educatio — воспитание), основанный на презумпции уважения личности ребенка, гармоничного сочетания и трудового воспитания, недопущения форсирующего и иного другого насилия над естественным процессом созревания ума, неприемлемости механического заучивания неосмысленных сведений, ориентации на обучение самостоятельному мышлению, максимального развития природных способностей и т.п., - объективно заложил фундамент радикальной и масштабной реформы педагогики 18-19 вв. (начиная от И.Г.Песталоцци).
Дифференцируя воспитательный процесс в различных типах общества, Руссо полагает, что в условиях "ассоциации общественного договора" возможно общественное образование и "воспитание в правилах, предписываемых правительством, и под надзором магистров, поставленных сувереном" (идеал такой воспитательной системы непременно включает в себя замещение свойственной индивидам "любви к себе" — "страстью к отечеству"). В наличных же условиях необходимым требованием правильного воспитания Руссо объявляется изоляция воспитуемого от бесконтрольного влияния далекой от совершенства социальной среды: домашнее воспитание и воспитание на лоне природы - с акцентом не на общественно значимые (гражданские), но на сугубо частные добродетели частной жизни, в первую очередь, - семейной (при этом собственных пятерых детей Руссо сдал в приют из соображений необходимости государственного воспитания).

Философско- религиозные взгляды Руссо сложились под влиянием английского и французского деизма; они дуалистичны и крайне противоречивы.
Руссо признавал несотворенность и объективность существования материи, определяя ее как то, что дано в ощущениях. Но он отказался решить вопрос о сущности материи, считая, что сущность вещей вообще непознаваема; по Руссо, материя инертна, не способна породить разум.

В полемике с франц. материалистами Руссо утверждал, что существует бог как мировая воля, мировой разум и источник добра. Человек, согласно Руссо, состоит из смертного тела и нематериальной бессмертной души. Руссо абсолютизировал сенсуализм: для него чувства непогрешимы, а разум ведет к заблуждению; к теоретическому мышлению он относился отрицательно, считая единственным путем к истине непосредственное чувственное знание. Субъективная уверенность в правильности того или иного положения для Руссо выше логических доказательств. Антиматериалистическая и агностическая линия в философии Руссо оказала значительное влияние на Канта.

С позиций эмоционально окрашенного деизма Руссо отвергал теологию, религиозный фанатизм, религиозную нетерпимость. Он был ярким критиком христианства, видя в его современной форме наихудшую религию. В то же время Руссо осуждал атеистов как плохих граждан, которых следует изгонять из разумно организованного общества и даже казнить, если они упорствуют.

Руссо стремился найти новую форму связи религии с морально-правовыми нормами в целях усиления их авторитета. Попытка создания «гражданской религии» таила в себе опасность возрождения религиозного фанатизма. Религиозные идеи Руссо безуспешно пытались осуществить якобинцы во время революции (установление Робеспьером культа верховного существа).
В области эстетики Руссо, с одной стороны, декларативно ратуя за граждански-патриотическое искусство (критика "немужественного" рококо и темы любви в поэзии, драматургии и прозе как наносящей ущерб их гражданственному пафосу), с другой же - в реальном художественном творчестве выступил с сенсуалистических позиций основоположником такого художественного направления, как сентиментализм.

Разместил: Некром Дата: 13.10.2009 Прочитано: 37392
0
Распечатать

Всего 1 на 19 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 >>

Дополнительно по данной категории

13.10.2009 - РУБИНШТЕЙН Моисей Матвеевич [15(27) июня 1878, Москва — 3 апреля 1953, там же]
13.10.2009 - РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович (1889-1960)
13.10.2009 - РУГЕ (Ruge) Арнольд (13 сентября 1802, Берген — 31 декабря 1880, Брайтон, Англия)
10.10.2009 - РЮЙСБРУК Ян ван (Jan van Ruysbroeck) (1293, Рюйсбрук, ок. Брюсселя — 1381, Грунендал, ок. Брюсселя)
03.06.2009 - РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749–1802)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы